Оптовые продовольственные рынки
организационно-технологический комплекс оптовой торговли включающий правовое, информационное обеспечение, систему банковских расчетов и страхования, систему инженерного обслуживания и т. д. Цель создания оптовых продовольственных рынков — стимулирование производства и переработки сельскохозяйственной продукции на основе формирования эффективного рыночного механизма взаимной заинтересованности производителя, оптового торговца и потребителя путем установления хозяйственных связей, регулирования производства и сбыта продукции с учетом удовлетворения текущего и потенциального потребительского спроса. В соответствии с указанной целью оптовые продовольственные рынки должны решать следующие задачи: обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания; сокращение потерь сельскохозяйственной продукции; предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности устойчивого выхода на конкурентный (немонополизированный) рынок; обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия; организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения; повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны; создание новых рабочих мест, уменьшение оттока населения из сельской местности; обеспечение концентрации конкретных потребительских товаров в конкретном месте; упрощение и ускорение процесса движения товара к конечному потребителю; ускорение и упрощение взаиморасчетов и платежей; формирование рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельскохозяйственными товаропроизводителями и потребителями; формирование объективной информации о спросе и предложении на сельхозпродукцию и продовольствие и ее передача соответствующим оптовым поставщикам и потребителям. Решение названных задач позволит создать равные условия для сельскохозяй-ственных товаропроизводителей, оптовых покупателей и потребителей, упорядочить деятельность посредников. Основные функции оптового рынка: создание организационных условий для ведения оптовых торгов (организация товарных операций, специальных торговых мест для разовой торговли, конторских и офисных помещений); организация по согласованию с участниками оптовых торгов (собственниками продукции) аукционных и конкурсных торгов; обеспечение контроля качества реализуемой на оптовом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия; контроль за соблюдением утвержденных правил торговли; сбор и обобщение информации о состоянии спроса и предложения реализуемой продукции и складывающемся уровне цен и доведение ее до участников оптовых торгов; обеспечение участников оптовых торгов необходимым торгово-техническим, подъемно-транспортным, погрузо-разгрузочным и весоизмерительным оборудованием; осуществление по заказам участников оптовых торгов внутрискладского перемещения товаров, а также их погрузки и разгрузки; создание и обеспечение функционирования инженерной инфраструктуры, техническое обслуживание холодильного, торгового, подъемно-транспортного и иного оборудования и механизмов; организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения; организация охраны объектов оптового рынка, регистрации участников оптовых торгов, работы средств внутренней связи, обеспечения противопожарной безопасности; обеспечение участников оптовых торгов услугами социально-бытового назначения; осуществление уборки во всех складских, торговых, конторских и офисных помещениях, а также на территории рынка. Для осуществления своей хозяйственной деятельности оптовый рынок заключает договоры со следующими органами управления и организациями: территориальными органами исполнительной власти и управления на аренду соответствующих помещений, земельных участков и т. п.; участниками оптовых торгов на аренду товарных секций или торгового места при осуществлении разовой торговли; аренду различного торгово-технологического и подъемно-транспортного оборудования и механизмов; специализированными предприятиями, обслуживающими торговый процесс и поддерживающими в необходимом состоянии материально-техническую базу оптового рынка; органами управления железнодорожного транспорта на эксплуатацию подъездных путей; вневедомственной охраной и другими организациями, обеспечивающими нормальное функционирование оптового рынка. Реализация указанных функций и задач позволит производителям, покупателям и посредникам осуществлять свою деятельность на основе конкуренции, сокращения издержек обращения, совершенствовать распределение сельскохозяйственной продукции и продовольствия, транспортное и информационное обеспечение. Для обеспечения функционирования оптовых рынков при них создаются специализированные службы: информационные, расчетно-финансовые, юридические, консультационные, общественного питания и гостиничного хозяйства, транспортные, а также государственная служба сертификации и контроля качества продукции. Объемы торговли оптовых рынков определяются спросом. Оптимальная ежедневная пропускная способность одного рынка может составлять 2000—2500 т овощей, 500—700 т фруктов, 500—600 т мяса. Оптовые торги должны проводиться до начала массовой розничной торговли плодоовощной продукцией и другими товарами. Мировая практика показывает, что наиболее удобное время работы оптовых рынков — от 3 до 9 ч утра. По характеру организации торговли оптовые рынки подразделяются на два вида: аукционы — цена устанавливается в ходе публичных торгов. В них могут участвовать несколько продавцов либо покупателей товаров. Сделки на аукционе совершаются с теми участниками, которые предложили лучшие условия; терминальные рынки — цена устанавливается по частным соглашениям либо по оговоренной процедуре, предусмотренной договором между продавцом и администрацией рынка. Оптовому рынку запрещается устанавливать: уровни и пределы цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, реализуемые на рынке; размеры вознаграждения, взимаемого посредниками за посреднические услуги при сделках. Кроме того, оптовые рынки не вправе осуществлять вклады, приобретать паи, акции предприятий и организаций с целью получения доходов, если эта деятельность не связана с организацией и регулированием торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием на рынке.