Особенности спроса на товары различных групп
различают товары первой необходимости, спрос на которые малоэластичен по цене и объем которых с ростом доходов потребителей вначале увеличивается (но увеличивается медленнее, чем растет доход) абсолютно, а потом доля их в общей сумме расходов сокращается. Предметы роскоши имеют более высокую эластичность спроса по цене, а объем их потребления с ростом доходов увеличивается и абсолютно, и относительно. Кроме того, существуют товары, которые при достаточно высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами–заменителями (эластичность отрицательная), и спрос на них при дальнейшем повышении доходов падает. Такие товары называют "товарами низкого качества" или товарами Гиффена. Так как все товары взаимосвязаны, то различают взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), если увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены. Товары являются взаимодополняемыми (комплиментарными), если увеличение цены одного из них влечет снижение объема спроса на другой. Кроме того, в зависимости оттого, кто предъявляет спрос на товары, они делятся на товары производственного и потребительского назначения. По характеру спроса товары делятся на: товары повседневного спроса (товары, которые потребитель покупает постоянно с минимальными раздумьями о необходимости их приобретения); товары предварительного выбора (которые потребитель, как правило, сравнивает при выборе покупки по качеству, цене, пригодности); товары особого спроса (это товары с уникальными характеристиками или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова заплатить дополнительные средства); товары пассивного спроса (товары, о которых потребитель знает или не знает, но при этом не думает об их приобретении).