ВЫУЧЕННАЯ / ЗАУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ
Угнетенное психофизиологическое состояние, которое возникает у животного либо человека после ряда воздействий, не позволяющих им решить некоторую задачу, проблему. В 1969 г. Майер, Мартин Селигман и Ричард Соломон (Maier, Seligman & Solomon) проводили следующие эксперименты: при нескольких неудачных попытках перепрыгнуть через высокое препятствие, животное получало удар током. После этого животное не пыталось преодолеть даже более низкое препятствие... В экспериментах с людьми им дается серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи, что приводит к отказу от попыток решать задачи впредь, даже более легкие. Выученная беспомощность, будучи выработанной в одной конкретной ситуации, как правило, распространяется на многие другие, так что человек перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые легко поддаются решению. ПРИМЕР. Педагог А.С.Макаренко [1888-1939], рассказывая о запущенных детях в колонии Куряж, заметил, что тупое безразличие было продуктом длительного воспитательного процесса и в известной мере доказывает великое могущество педагогики... Эффект выученной беспомощности вызывает стойкую депрессию прежде всего у тех лиц, которые считают, что их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят лишь от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей. ПРИМЕР. «Некоторые люди, кажется, никогда не хотят или не могут взять на себя ответственность даже за свою собственную жизнь. Эта особая разновидность пассивности именуется выученной беспомощностью, и она возникает, когда ваши нейронные пути приучаются «знать», что вы брошены на милость окружающего вас мира и что любое действие, которое вы можете попытаться предпринять, — бесплодно. Положение вечной жертвы кажется неизбежным, и поэтому искушение сдаться затмевает биологический инстинкт выживания. Больной как бы «заморожен» - безвольный кролик перед удавом». Р. Пеллегрино, М. Политис, Как повысить свой интеллект, М., «ACT», «Астрель», 2003 г., с. 237. Противоположный эффект: Эффект научения открытием