InvestFuture

Юм Дэвид

Просмотры: 916
Оцените материал:
(оценок: 23, среднее: 4.52 из 5)

Юм Дэвид

английский философ и экономист. Выступал за свободную торговлю. Классик монетаристского направления в экономической науке. В «Очерке о деньгах» (1752) в противовес господствовавшему в то время меркантилистскому мнению о необходимости поддержания положительного сальдо торгового баланса Юм разработал теорию его автоматического регулирования. Теория Юма основывалась на предположении о том, что свободная международная торговля обладает способностью регулирования торгового баланса и не требует вмешательства правительства и введения тарифов для поддержания равновесия. Юм первый указал на наличие лагов (отставаний) в процессе повышения цен под влиянием увеличения денег в обращении, особо отметив, что среди цен всех товаров в последнюю очередь повышается «цена труда», то есть заработная плата рабочих. В политической экономии Юм известен также как один из создателей количественной теории денег.

Бизнес-словарь

Юм Дэвид

Шотландский философ и экономист. Ученый считал необоснованными опасения меркантелистов по поводу хронической несбалансированности торгового баланса и сокращения золотого запаса. Он утверждал, что перелив золота из страны в страну происходит в результате колебания цен, что в свою очередь удерживает уровень цен внутри страны в определенных границах и препятствует образованию неравновесия платежного баланса. Он также предвидел, что этот механизм может нарушиться в процессе формирования национальной банковской системы и распространения бумажных денег. Юм признавал количественную теорию денег, однако проводил различие между краткосрочными и долгосрочными эффектами. Анализируя последствия увеличения денежной массы, Юм пришел к выводу, что деньги не являются «нейтральным» фактором и могут влиять на занятость в краткосрочном периоде. Идея о том, что уровень процентной ставки зависит от уровня предпринимательского дохода, стала основой теории Адама Смита.

Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика

Юм Дэвид

David Hume

1711-1776

Дэвид Юм - шотландский философ, историк, экономист и литератор. Родился в Эдинбурге 7 мая 1711. Его отец, Джозеф Юм, был адвокатом и принадлежал к древнему дому Хьюмов из поместья Найнвелс, примыкающего к селению Чернсайд близ Берик-апон-Туида. Это поместье принадлежало семье с начала 16 в. Мать Юма Кэтрин была дочерью сэра Дэвида Фальконера, главы судейской коллегии. Хотя семья была обеспеченной, Дэвид как младший сын унаследовал менее 50 фунтов годового дохода; несмотря на это, он был полон решимости отстаивать независимость, избрав путь усовершенствования своего "литературного таланта".

После смерти мужа Кэтрин посвятила себя воспитанию и образованию детей - Джона, Кэтрин и Дэвида. Большое место в домашнем воспитании занимала религия (шотландское пресвитерианство), и Дэвид впоследствии вспоминал, что верил в Бога, когда был маленьким. Однако найнвелсские Юмы, будучи семьей образованных людей, с ориентацией на юриспруденцию, имели в доме книги, посвященные не только религии, но и светским наукам. Мальчики поступили в Эдинбургский университет в 1723. Несколько профессоров университета были последователями Ньютона и членами так называемого "Ранкеновского клуба", где обсуждали принципы новой науки и философии; они также вели переписку с Дж. Беркли. В 1726 г. Юм по настоянию семьи, считавшей его призванным к адвокатской деятельности, оставил университет. Однако он продолжил тайно свое образование - "я чувствовал глубокое отвращение ко всякому другому занятию, кроме изучения философии и общеобразовательного чтения".

Чрезмерное прилежание привело Юма в 1729 к нервному срыву. В 1734 он решил "попытать счастья на другом, более практическом поприще" - в качестве клерка в конторе некоего бристольского коммерсанта. Однако из этого ничего не вышло, и Юм отправился во Францию, жил в 1734-1737 в Реймсе и Ла-Флеше (где располагался иезуитский колледж, в котором получили образование Декарт и Мерсенн). Там он написал "Трактат о человеческой природе", первые два тома которого были опубликованы в Лондоне в 1739, а третий в 1740. Труд Юма остался практически не замеченным. Не вызвала интереса и его работа "Сокращенное изложение Трактата о человеческой природе" (1740).

Разочарованный, но не потерявший надежды, Юм вернулся в Найнвелс и выпустил встреченные с умеренным интересом две части своих "Опытов, нравственных и политических" (1741-1742). Однако репутация "Трактата" как еретического и даже атеистического помешала его избранию профессором этики Эдинбургского университета в 1744-1745. В 1745 Юм служил воспитанником слабоумного маркиза Аннандейла. В 1746 в звании секретаря он сопровождал генерала Джеймса Сент-Клэра (своего дальнего родственника) в похожем на фарс набеге на берега Франции, а затем, в 1748-1749, в качестве адъютанта генерала - в тайной военной миссии ко дворам Вены и Турина. Благодаря этим поездкам он обеспечил себе независимость, став владельцем около тысячи фунтов.

В 1748 Юм начал подписывать сочинения своим именем. Вскоре после этого его известность стала быстро расти. Юм переделывает "Трактат": книгу I превращает в "Философские опыты о человеческом познании" (1748), в которые входило эссе "О чудесах"; книгу II - в "Исследование об аффектах", включенное чуть позднее в "Четыре исследования" (1757); книга III была переделана в "Исследование о принципах морали" (1751). Среди других публикаций - "Моральные и политические эссе" (1748); "Политические беседы" (1752) и "История Англии" (1754-1762).

В 1753 Юм начал издавать "Опыты и трактаты", собрание его произведений, не посвященных историческим вопросам. Его имя стало привлекать к себе внимание. "В течение года появилось два-три ответа со стороны духовных лиц, подчас весьма высокопоставленных, и ругань д-ра Уорбэртона показала мне, что мои сочинения начинают ценить в хорошем обществе" - так писал Юм в своей автобиографии. Молодой Эдуард Гиббон назвал его "великим Дэвидом Юмом", молодой Джеймс Босуэлл - "величайшим писателем Англии". Монтескье первым из известных в Европе мыслителей признал его гений; после смерти Монтескье аббат Леблан назвал Юма "единственным в Европе", кто мог бы заменить великого француза. Уже в 1751 литературную славу Юма признали в Эдинбурге. В 1752 Общество юристов избрало его хранителем Адвокатской библиотеки (ныне Национальная библиотека Шотландии). Были и новые огорчения - провал на выборах в университет Глазго и попытка отлучения от Шотландской церкви.

Приглашение в 1763 от набожного лорда Хертфорда на должность исполняющего обязанности секретаря посольства в Париже оказалось неожиданно лестным и приятным. В 1766 Юм привез в Англию преследуемого Жана Жака Руссо, которому Георг III был готов предоставить убежище и средства к существованию. Страдавший паранойей, Руссо вскоре изобрел историю о "заговоре" Юма и парижских philosophes, которые якобы решили его обесславить, и начал рассылать письма с этими обвинениями по всей Европе. Вынужденный защищаться, Юм опубликовал "Краткое и истинное объяснение спора между г-ном Юмом и г-ном Руссо" (1766). В следующем году Руссо, охваченный приступом безумия, бежал из Англии. В 1767 брат лорда Хертфорда генерал Конуэй назначил Юма помощником государственного секретаря по делам северных территорий - пост, который Юм занимал менее одного года.

"В 1768 году я вернулся в Эдинбург весьма богатым (я обладал годовым доходом в 1000 фунтов), здоровым и хотя несколько обремененным годами, но надеющимся еще долго наслаждаться покоем и быть свидетелем распространения своей известности". Этот счастливый период жизни Юма закончился, когда у него обнаружились болезни, отнимавшие силы и мучительные. Поездка в Лондон и Бат с целью поставить диагноз и назначить лечение ничего не дала, и Юм вернулся в Эдинбург. Он умер в собственном доме на Сент-Дэвид-стрит в Новом городе 25 августа 1776. Одним из его последних желаний было издание "Диалогов о естественной религии" (1779).

На смертном одре он приводил аргументы против бессмертия души, чем шокировал Босуэлла; читал и одобрительно отозвался об "Упадке и разрушении" Гиббона и о "Богатстве народов" Адама Смита. В 1777 г. Смит выпустил в свет автобиографию Юма вместе со своим письмом к издателю, в котором написал о близком друге: "В целом я всегда считал его, пока он был жив и после смерти, человеком, близким к идеалу мудреца и добродетельного человека - настолько, насколько это возможно для бренной человеческой природы".

В философском шедевре "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам" выдвигается тезис о том, что "почти все науки охватываются наукой о человеческой природе и зависят от нее". Если исключить из рассмотрения априорные науки, имеющие дело только с отношениями идей (т.е. логику и чистую математику), то мы увидим, что подлинное знание, иначе говоря, знание абсолютно и неопровержимо достоверное, невозможно. Поэтому от фактов мы приходим не к достоверности, а в лучшем случае к вероятности, не к знанию, а к вере. Вера не может быть предметом доказательства, она возникает, когда мы воспринимаем в опыте процесс образования причинно-следственных связей.

Согласно Юму, между причиной и следствием не существует логической связи, каузальная связь обнаруживается только в опыте. Таким образом, не разум, а привычка становится нашим руководителем в жизни. Несмотря на это, Юм признает необходимую роль разума в выдвижении пробных гипотез, без которых научный метод невозможен. Систематически применяя этот метод к исследованию человеческой природы, Юм приступает к вопросам религии, морали, эстетики, истории, политической науки, экономики, литературной критики. Подход Юма носит скептический характер, поскольку перемещает эти вопросы из сферы абсолютного в сферу опыта, из сферы знания в сферу веры.

Существование Божества, как и всех других фактических положений дел, недоказуемо. Супранатурализм ("религиозная гипотеза") должен быть исследован эмпирически, с точки зрения устройства Вселенной или устройства человека. Чудо, или "нарушение законов природы", хотя и возможно теоретически, никогда в истории не было засвидетельствовано настолько убедительно, чтобы можно было положить его в основу религиозной системы. Вследствие фундаментальной неразумности человеческой природы религия рождается не из философии, а из человеческой надежды и человеческого страха. Лишив религию ее метафизической и даже разумной основы, Юм - какими бы ни были его мотивы - явился прародителем современной "философии религии".

Поскольку человек есть скорее чувствующее, чем рассуждающее существо, его ценностные суждения носят нерациональный характер. В этике Юм признает главенство себялюбия, однако подчеркивает естественное происхождение чувства приязни к другим людям.

Эстетика Юма, хотя и не нашла систематического выражения, оказала влияние на последующих мыслителей. Юм всегда оставался литератором, мечтающим о самой широкой известности". Его "История Англии" была первой подлинно национальной историей и оставалась образцом исторического исследования в течение всего следующего столетия.". В эссе "О национальных характерах" он объясняет национальные различия моральными (или институциональными), а не физическими причинами. В эссе "О многочисленности народов древности" Юм доказывает, что численность населения в современном мире выше, чем в древнем.

В области политической теории творческий скептицизм Юма не оставил камня на камне от центральных догматов как партии вигов ("О первоначальном договоре"), так и партии тори ("О пассивном послушании"), а способ правления оценивал исключительно с точки зрения приносимой им пользы. В экономической науке Юм считался самым компетентным и влиятельным английским мыслителем вплоть до появления трудов А.Смита.

Юм оставил нам несколько очерков и на экономические темы, правда не отличающихся большим объемом. на затоблестящие по стилю и отмеченные тонким юмором. Юм был безусловным сторонником свободной торговли. При естественном ходе вещей, писал он, промышленность, ремесло и торговля увеличивают как мощь государя, так и благосостояние подданных, а "политика, которая усиливает государство, обездоливая частных лиц, есть политика насилия".

В вопросе о роли денег Юм придерживался количественной теории - ценность монеты он считал целиком и полностью зависящей от ее количества. Единственное, что объясняет изменение цен - это изменение количества денег в обращении. Когда количество увеличивается, то сначала поднимается цена какого-то определенного предмета, за ней следуют другие цены, и так далее, пока не устанавливается общий новый уровень цен. В такой момент прирост денег оказывает положительный эффект - спрос растет, и все стремятся ответить ему ростом производства продуктов.

В переписке 1776 г. Юм и Тюрго обсуждают рыночный механизм свободной конкуренции. Трудно сказать, кто первым изложил ее суть, но это было, безусловно, новым словом научной мысли. Кратко можно изложить суть действия этого механизма так: если имеется возможность свободного перелива капитала между отраслями и свободная конкуренция между ними, то норма прибыли на капитал во всех отраслях производства и торговли будет все время стремится к единому "среднему" уровню, везде предложение будет удовлетворять спрос. В целом на рынке будет товаров столько, сколько необходимо - не больше, не меньше.Так и должен действовать естественный порядок. Эта модель свободной конкуренции заняла в дальнейшем развитии экономической науки одно из первых по значимости мест.

Интерес представляет также эссе Юма "О налогах", опубликованное впервые в 1752 г. В этом произведении Юм вступает в полемику с Локком, правда, не называя его имени. Юм решительно возражает "некоторым писателям", которые считают, что все налоги в конце концов, падают на землю и что по этой причине их следует заменить одним единственным земельным налогом. Этот вопрос был стал одним из самых главных для приверженцев нового экономического течения - физиократии.

Переведенные работы:

1. Юм Д. Наука к познанию роскоши. СПб.: Тип. Морск. кадет. корпуса, 1776.

2. Юм Д. О населенности древних народов. СПб.: Дрехслер, 1806.

3. Юм Д. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1965.

Биографический словарь: зарубежные экономисты