Председатель Правления ПФР Антон Дроздов выступил с докладом на заседании Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации РФ на тему «IT-технологии в социальной сфере».Поскольку Пенсионный фонд является одним из лидеров по количеству госуслуг для населения и стремится максимально упростить гражданам путь к их получению, глава ПФР в своем докладе поделился лучшими практиками Пенсионного фонда в области информационных технологий и перевода госуслуг в электронный вид.По словам Антона Дроздова, цель ПФР – сделать так, используя современные IT-технологии, чтобы гражданам вообще не надо было приходить в клиентские службы, чтобы получение любой справки, подача любого заявления, назначение любой выплаты были доступны через интернет, не выходя из дома.Сегодня все основные государственные услуги Пенсионного фонда уже можно получить через интернет. Все услуги и сервисы, как в части информирования граждан, так и в части оказания государственных услуг, которые делают визит в ПФР необязательным, объединены в единый портал на сайте Пенсионного фонда.В основе портала лежит Личный кабинет гражданина. В нем будущие пенсионеры могут контролировать пенсионные отчисления работодателей. Те, кто уже собирается на пенсию, – оценить свои пенсионные баллы и стаж, рассчитать размер пенсии и обратиться за ее назначением. А пенсионеры – управлять доставкой пенсии и получать справочные документы.С момента запуска Личного кабинета в 2015 году ПФР на регулярной основе добавляет в него новые функции. Работают сервисы по материнскому капиталу, позволяющие подавать электронные заявления на оформление сертификата и распоряжение его средствами.В целом за все время электронными услугами ПФР через личный кабинет и портал госуслуг воспользовались более 30 млн граждан.Важно отметить, что большинство электронных сервисов доступны не только на сайте Пенсионного фонда и портале госуслуг, но и через мобильное приложение для смартфонов, которое ПФР представил в этом году.Еще один IT-проект Пенсионного фонда – центры дистанционного обслуживания граждан, или так называемые виртуальные клиентские службы. Это система взаимодействия «ПФР-гражданин», которая направлена на предоставление услуг без посещения гражданином клиентских служб Пенсионного фонда. В прошлом месяце в Республике Бурятия Пенсионный фонд запустил в пилотном режиме первую виртуальную клиентскую службу. С ее запуском клиентам ПФР в Бурятии предоставляется возможность получать услуги, консультации, заказывать документы и справки по телефону, через терминалы, Личный кабинет на сайте ПФР и портал госуслуг.Одновременно с телефонным обслуживанием в центре дистанционного обслуживания ПФР предусмотрено sms-информирование граждан; чат-бот, реализованный в мессенджере Telegram, автоматически отвечает на самые часто задаваемые вопросы по пенсионному законодательству.Отдельное внимание в своем выступлении Антон Дроздов уделил одному из самых социально значимых проектов Пенсионного фонда последнего времени – созданию федеральной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ). Пенсионный фонд является разработчиком и оператором реестра, поставщиками и потребителями его информации – все федеральные и региональные ведомства, принимающие участие в оказании государственных услуг инвалидам.Благодаря ФРИ государство в лице органов власти сможет видеть и анализировать любые параметры в отношении инвалидов – от их численности до их занятости, обеспеченности средствами реабилитации, потребности в трудоустройстве или в переобучении, и принимать эффективные управленческие решения, направленные на улучшение жизни инвалидов.Как информационная система ФРИ был введен в эксплуатацию с 1 января 2017 года. С конца 2016 года в режиме опытной эксплуатации работает Личный кабинет инвалида и мобильное приложение ФРИ. В 2018 году планируется расширение перечня поставщиков информации и объема передаваемых в реестр сведений, развитие функционала Личного кабинета в части создания тематических форумов, интеграция ФРИ с Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО). Интеграция позволит не дублировать в ЕГИССО сведения об инвалидах, которые будут размещены в реестре поставщиками данных.ЕГИССО – еще один федеральный проект Пенсионного фонда. Система будет аккумулировать и предоставлять органам власти актуальную информацию о мерах соцподдержки, оказываемых населению России. Наличие такой информации в одном источнике позволит органам власти получить полную картину о социальном обеспечении отдельно взятого гражданина и принять решение о его нуждаемости в той или иной мере социальной поддержки.Кроме того, система позволит проводить аналитику по интересующим показателям в сфере социальной поддержки граждан и, как следствие, прогнозировать расходы бюджетов в части выполнения социальных обязательств государства.К концу 2016 года была завершена подготовка нормативно-правовых актов, а также разработка первой очереди прототипа ЕГИССО. В 2017 году ПФР завершает разработку платформы ЕГИССО, ввел систему в опытную эксплуатацию и завершает подключение к ней органов государственной власти, которые являются поставщиками и пользователями информации. Запуск ЕГИССО в промышленную эксплуатацию – с января 2018 года.По словам Антона Дроздова, в результате создания ФРИ и ЕГИССО Пенсионный фонд России становится центром индивидуального учета прав и расходов всей государственной социальной сферы – от муниципального до федерального уровня. Как заявил глава ПФР, реализация этих проектов выведет социальную сферу на качественно новый уровень оказания гражданину государственных услуг и по форме, и по содержанию – государственные услуги становятся доступными, снижаются административные расходы на их предоставление. Для гражданина применение IT-технологий в социальной сфере создает безбарьерную среду во всех смыслах этого широкого понятия – в медицине, в образовании, в построении доступной среды для инвалидов и во многом другом.