На выездном заседании президиума Госсовета РФ Президент России Владимир Путин предложил вернуться к теме создания сверхскоростного, сверхзвукового пассажирского движения.
Проекты сверхзвуковых пассажирских самолетов существовали, однако они сталкиваются с таким множеством вопросов и проблем, что пока подобных самолетов в гражданской авиации нет, а существовавшие ранее оказались нерентабельными.
Ниже мы расскажем об основных причинах, почему сверхзвуковых самолеты пока не вернулись в гражданскую авиацию.
Расходы на строительство
Сверхзвуковые самолеты должны быть гораздо более дороги в строительстве, чем обычные гражданские самолеты, так как для их строительства необходимы более высокотехнологичные материалы и технологии строительства.Необходимо искать более стойкие материалы, например, сплавы титана, которые будут выдерживать более высокие температуры.
Кроме того, необходимо продумать более совершенную топливную систему, электропроводку, и многие другие системы в конструкции самолета.
Все эти меры нужны, чтобы самолет соответствовать традиционным стандартам безопасности и прочности.
В результате все это приводит к высоким расходам на строительство самолета.
Соответственно, для того, чтобы такой самолет был построен и широко применялся в гражданской авиации, необходимо, чтобы к авиастроительных компаний было достаточно денег на их создание, а у авиакомпаний – на приобретение подобных самолетов.
За период в 50 лет в гражданской авиации использовались не более 20 сверхзвуковых самолетов, а их операторами были всего три компании - British Airways, Air France и Аэрофлот. Все они получали существенные субсидии от правительств своих стран.
Расходы на эксплуатацию
![](/files/vesti_finance/2019-02-01/15500478067528.jpg)
Дело в том, что в случае подобных самолетов растет стоимость не только их строительства, но и стоимость эксплуатации.
В частности, в случае со сверхзвуковым самолетом Concorde получилось так, что расходы на топливо оказались непомерно высокими.
После начала коммерческой эксплуатации экономисты Air France и British Airways внезапно осознали, что перелёт из Лондона в Нью-Йорк требует заправки 120 тоннами авиационного керосина в 17 топливных баков.
При этом стоит также учитывать масштабы нашей страны, ведь для полета из Москвы во Владивосток потребуется огромный объем топлива, а значит, будут необходимы дозаправки на пути. Или же поиск новых технических решений.
Так, советский сверхзвуковой самолет Ту-144 существенно уступал Concorde в дальности полета, хотя именно эта характеристика очень важна в масштабах нашей огромной страны.
Стоит также отметить и то, что у сверхзвуковых самолетов амортизация выше, чем у обычных самолетов, а значит, что и расходы на ремонт и обновление авиапарка будут выше.
Экономическая целесообразность
![](/files/vesti_finance/2019-02-01/15500478071447.jpg)
Однако затраты на строительство и эксплуатацию подобных самолетов настолько велики, что маловероятно, что цена на билет будет демократичной и доступной.
Таким образом, встает вопрос о том, насколько самолет будет востребован, ведь дело не только в стоимости строительства такого аппарата, но и в огромных расходах на топливо.
В случае с Concorde стоимость билета составляла 11 тыс. долларов, что было накладно даже для тех пассажиров, которые предпочитали бизнес-класс.
Вопрос безопасности пассажиров
![](/files/vesti_finance/2019-02-01/15500478074214.jpg)
И если для военных самолетов это не проблема, так как пилоты надевают высотные компенсирующие костюмы, то для пассажиров в повседневной одежде такие перелеты могут быть опасны.
Кроме того, такие самолеты должны быть оснащены дополнительными системами подачи кислорода, отмечают эксперты, иначе перелет становится очень рискованным для пассажиров.
Безопасность окружающей среды
![](/files/vesti_finance/2019-02-01/15500478077454.jpg)
Несмотря на эти сложности, в сентябре 2018 года заместитель гендиректора ПАО "Туполев" Валерий Солозобов заявил, что предприятие завершает предпроектные работы по сверхзвуковому пассажирскому самолёту, который сможет развивать скорость до 1900 км/ч на высоте 11 км.
При это Солозобов отметил, что авиационным специалистам ещё предстоит работа по снижению звукового воздействия на самолёт.