InvestFuture

ТТП – это "барьер преференций" для остального мира

Прочитали: 380

Результатом соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), в котором приняли участие 12 стран, стало создание зоны свободной торговли охватом более 1 млрд человек и до 40% мировой торговли.

Участвующие в нем страны получат большие преференции для внутренней торговли. Однако, как отмечает генеральный директор Центра международной торговли Москвы, председатель комитета ТПП по экономической интеграции стран ШОС и СНГ Владимир Саламатов, это соглашение не только о зоне свободной торговли.

"Оно охватывает целый ряд других вопросов, которые характерны для экономических союзов: об обеспечении финансовых услуг, о трудовых ресурсах, о работе с малыми предприятиями, разрешение споров и т. д. Все это не противоречит нормам ВТО, но, безусловно, существенно изменяет условия торговли извне со всеми странами партнерства.
Совокупность таких дополнительных преференций создает то, что мы в ЦМТ назвали "барьером преференций" для других участников, в том числе и России. У нас обширные торговые связи со странами ТТП.
"Барьер преференций" приведет к тому, что производимые внутри ТТП товары и услуги станут более конкурентоспособными по цене, чем российские, не имеющие таких преференций в ситуации обнуления таможенных пошлин. Россия не является участником соглашения, так что российские поставщики не смогут получить аналогичные условия.

Пока что нет финального текста соглашения ТТП, где будут прописаны все условия. Мы в ЦМТ сделали предварительный анализ в части торговых отношений, чтобы оценить, какие российские товары, имеющие большие объемы поставок и занимающие большие доли в импорте стран ТТП, попадут в условия усилившейся конкуренции со странами партнерства вследствие введения преференций для участников ТТП.
Например, в последние годы мы весьма серьезно нарастили поставки в Японию необработанных сплавов алюминия и необработанного нелегированного алюминия. Наш анализ показывает, что на Россию сейчас приходится соответственно 24% и 20% всего импорта Японией этих товаров. Но есть и другие поставщики этой продукции на японский рынок с долями от 2% до 27%. Это Канада, Австралия и Новая Зеландия.
TransPasific Competition
Или, например, в Сингапуре на нас приходится 52% всего импорта никеля нелегированного, необработанного. А 34% этого рынка в Сингапуре занимает Австралия. В США мы занимаем 12% всех поставок мороженых крабов. Здесь серьезным конкурентом является Канада с долей в 55% поставок. На рынках Малайзии и Новой Зеландии у нас большая доля по различным удобрениям – до 35%. На этих же рынках существенные доли поставок по некоторым видам минеральных удобрений приходятся на Канаду и Чили.
Понятно, что обнуление ввозных таможенных пошлин внутри ТТП несет потенциальную угрозу нашему экспорту указанных товаров на рынки стран партнерства. Даже если эти страны сегодня имеют меньший объем поставок, чем мы, снижение таможенных пошлин до нуля может привести к изменению ситуации на рынке и вытеснению наших поставщиков.
С другой стороны, анализ дает и оптимистичный прогноз. По большему количеству товаров значимого для России экспорта в страны ТТП, у нас на данный момент нет конкурентов из числа этих стран. Это касается поставок некоторых видов каучука, фанеры, платины, палладия, мочевины в Канаду, отдельных видов чугуна в Мексику и США, различных видов удобрений – в Мексику, Перу, Вьетнам и Малайзию и т. д.
Наша задача - ориентироваться на тех наших торговых партнеров, в которых мы максимально заинтересованы, и, также как с Вьетнамом, проводить активную работу по заключению соглашений о зонах свободной торговли. Это позволит нам сохранить конкурентные преимущества. Необходимо продолжать и взятый нашим государством курс на повышение конкурентоспособности российской продукции".

Эксперты также отметить, что тенденция к созданию подобных глобальных торговых соглашений наблюдается уже в течение последних 15 лет. Идет активное развитие региональной экономической интеграции.

"Если раньше это были в основном соглашения о двухсторонних зонах свободной торговли, то сейчас начинают появляться транснациональные крупные интеграционные объединения, где играют роль не только экономические, но и политические мотивы. Уже сейчас в ВТО, куда входит 161 страна, поступило более 400 уведомлений о создании таможенных союзов, зон свободной торговли, других экономических объединений, которые существенно облегчают торговлю", - сказал Саламатов.

Ссылки по теме Будет ли успешным Транс-Тихоокеанское партнерство? Транстихоокеанское партнерство: прорыв или фарс? Китай vs США: гонка торговых соглашений

По его словам, в каждом из подобных соглашений базовыми являются правила ВТО, но страны в силу торгово-экономических и геополитических причин идут дальше в развитие базовых правил. То есть они предоставляют более глубокий и более широкий спектр преференции друг другу. Причем уже не только в тарифной сфере, потому что степень влияния тарифов на торговлю существенно снизилась. Сейчас большое значение для торговли и соответственно для экономического развития приобретает нетарифная сфера.

Он также отмечает, что страны в таких интеграционных группировках уделяют большое внимание вопросам сближения или даже унификации стандартов (технического регулирования), то есть требованиям к ввозимой продукции. Появляются дополнительные преференции и условия поощрения и защиты инвестиций стран-участниц. Предоставляются более льготные режимы для предприятий стран-участниц при вхождении на рынок другого государства.

"В итоге совокупность таких дополнительных преференций создает то, что мы в ЦМТ назвали "барьером преференций" для других участников", - резюмировал эксперт.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
ТТП – это  quot;барьер

Поделитесь с друзьями: