InvestFuture

Кудрин оценил современное состояние экономики

Прочитали: 42

При цене на нефть ниже $35 корректировка бюджета неизбежна. В этой ситуации нужно балансировать между возможностью увеличения налогов и сокращением социальных расходов и оборонного бюджета. При этом нужно помнить, что драйвером будущего экономического роста послужат образование и инфраструктура, сообщил экс-министр финансов Алексей Кудрин в программе "Курс дня" экономическому обозревателю Алексею Бобровскому.

"Трудности со снижением цен на нефть очевидны. Нельзя жить так, будто бы сегодня у нас по экспортным контрактам цена на нефть $100. Все-таки, если она $35 или меньше (сегодня значительно меньше), то корректировка бюджета неизбежна", - считает Кудрин.

"Здесь есть вопросы корректировки. Это значит, может быть, увеличить долг. Тогда меньше надо сокращать. Возможно, кто-то предложит увеличение налогов, чтобы не сокращать важные, чувствительные статьи. Может быть, в этом году не сокращать, поскольку год уже начался, контракты уже заключаются, а в следующем году все равно придется вернуться к вопросам сокращения или увеличения налогов", - сказал Кудрин.

"Я не предлагаю увеличивать налоги, но я понимаю, что между социальными проблемами, оборонным бюджетом, проблемами образования, инфраструктуры и возможностью увеличения налогов приходится балансировать в этой ситуации. Потому что нужно помнить также и о том, что будет являться драйвером будущего экономического роста после кризиса, что будет нас вывозить из кризиса", - добавил он.

По словам Кудрина, такими драйверами в первую очередь станут образование и инфраструктура. "Поэтому вопрос в том, насколько сегодня государство, правительство, президент будут готовы подкорректировать вопросы оборонного бюджета, социального бюджета или они захотят переложить это на налоги или на государственный долг", - сказал эксперт.

Сокращение расходов По мнению Кудрина, государственный долг можно еще перекладывать некоторое время, но затем и эти возможности могут быть ограничены в силу роста долга. "К сожалению, мы сегодня не знаем до конца приоритеты правительства в этом направлении. То есть вот этот план "Б", как иногда говорят, при низких ценах на нефть, не до конца нам известен. Вероятно, сам сценарий какой-то есть как прогноз. А вот что из статей в первую очередь будет затронуто, мы до сих пор не знаем", - отметил Кудрин.

Сейчас речь идет о 10%-м сокращении всех статей бюджета, за исключением некоторых публичных обязательств - зарплат, пособий или оборонного бюджета. Однако, по мнению Кудрина, этих мер будет недостаточно. "Будут ли затронуты "священные коровы" - оборонный бюджет или социальные расходы? Сегодня сразу можно сказать: социальные расходы уже затронуты в виде недоиндексации пенсий. Мы уже видим, что не удается полностью избежать корректировки социальных подходов, социальных обязательств", - заявил Кудрин.

Он также отметил, что вторая индексация, которую планируется провести, будет заниженной. Таким образом, большая часть года пройдет без достаточной или полной индексации в соответствии с действующим законом. Поэтому правительству неизбежно придется затрагивать разные расходы.

"Я должен сказать, что их надо затрагивать. Все равно придется сокращать. Вопрос, что сокращать в первую очередь или более глубоко", - пояснил Кудрин. По его мнению, без затрагивания оборонного бюджета и социального бюджета обойтись не удастся, однако если затрагиваются социальные расходы, их нужно распределять в пользу более нуждающихся. Эти изменения трудно проводить в течение этого года, но их нужно подготовить и начать проводить со следующего года, который неизбежно будет требовать корректировок.

"Но в целом надо сказать людям, что, наверное, благоприятный период закончился. Сегодня требуется корректировка до периода, когда новый экономический рост в будущем позволит восстановить эти позиции", - подчеркнул Кудрин.

Социальное государство "Социальные государства не означают, что там не корректируются или не уменьшаются отдельные социальные вопросы. Но, конечно же, повышается эффективность социальных расходов, улучшаются методы социальных услуг. Они больше и более качественно доходят до населения. В силу роста ВВП в целом, иногда и роста налогов, когда государство или граждане считают, что рост налогов должен быть, чтобы увеличить социальную поддержку. В социальных государствах это так. Но, повторяю, это, конечно, ограничивает будущий рост налогов. Но, возвращаясь к тому, как нам это лучше сделать, для нас социальное государство - я сказал вчера более жестко, но сегодня скажу более, может быть, аккуратно, - это пока скорее цель", - сказал Кудрин.

Даже тот объем социальной поддержки и то качество социальных услуг, которые есть сегодня, пока не позволяют говорить, что Россия – это полноценное социальное государство, считает эксперт.

"Многое сделано для этого, кстати, в последние 10-15 лет. Но мы не можем сказать, что мы хоть приблизились даже к тем моделям социальных государств, которые существуют сегодня в мире. В том числе в первую очередь по величине ВВП на душу населения", - сказал он.

Сегодня рост ВВП – это главный источник будущих новых социальных выплат, возможностей, услуг. По словам Кудрина, возможен рост ВВП на уровне 5%, но для достижения таких показателей требуется проведение структурных реформ.

"Я думаю, что если бы, как я уже раньше говорил, мы засучили рукава и сегодня приступили к этим реформам, то первые результаты мы получили бы через три года. Через три года мы могли бы выйти на 2,5-3% устойчивого роста. Более высокие темпы требуют еще большего времени, 4-5 лет. Но в принципе, это возможно", - полагает Кудрин.

Пенсии Самая финансово емкая реформа – это реформа пенсионной системы, поскольку в России почти 40 млн человек являются получателями пенсий. Расходы на эти выплаты составляют 9% ВВП, что подразумевает существенные налоги на бизнес. Дисбаланс, который существует в этой сфере, то есть дефицит пенсионной системы на уровне примерно 45%, покрывается из федерального бюджета. Поэтому любые дополнительные выплаты пенсий и индексации ложатся на федеральный бюджет, а значит, требуют отвлечения средств с других статей расходов или в конечном счете повышения налогов.

"Это самая масштабная и чувствительная мера сегодня в стране. Если мы хотим предотвратить, с одной стороны, повышение налогов или предотвратить недоиндексацию пенсий, мы должные вернуться к повышению пенсионного возраста. И мне кажется, это самый легкий выход из ситуации. То есть самый рациональный, оптимальный вариант", - сказал Кудрин.

К другим вопросам относится сама структура бюджета. Объем бюджета сократится, но важно так перераспределить статьи, чтобы получить максимальный результат для того же самого экономического роста, не затрагивая принципиально социальные расходы или перераспределяя их в пользу более нуждающихся людей, отметил Кудрин.

"Опять же, вопрос бюджетов субъектов Российской Федерации. За последние несколько лет бюджеты субъектов Российской Федерации существенно уменьшили, практически на 2% ВВП, инвестиции в инфраструктуру за счет увеличения социальных обязательств, зарплатных обязательств в разных отраслях бюджетной сферы. Это, конечно, мешает росту. С другой стороны, часть субъектов вынуждены были уйти на чрезмерный долг заимствования, и сегодня они находятся в критическом положения. По сути, уже не способны увеличивать социальные обязательства, уже давно уменьшили инвестиционные обязательства и попали на очень большой долг", - сказал эксперт.

По его мнению, это важнейшая структурная проблема страны. "Субъекты должны быть платежеспособными, они должны иметь современную структуру. Они должны инвестировать в инфраструктуру, иначе бизнеса не будет. Бизнес не приходит на голые площадки без инфраструктуры, без коммунальных сетей, без электричества, тепла, канализации. В этом смысле, если мы не решим проблему платежеспособности бюджетов субъектов, у нас не будет новых темпов роста", - считает Кудрин.

Приватизация Другой проблемой для российской экономики он назвал избыток государственной собственности. По мнению Кудрина, необязательно сразу приватизировать компании с госучастием, но необходимо улучшить мотивацию этих компаний, в том числе контроль за менеджментом, за эффективностью деятельности.

"В обычной истории это решает рынок. Наши госкомпании, к сожалению, не могут похвастаться очень большими показателями или высокой эффективностью в силу ряда обстоятельств. Поэтому я, в принципе, за уменьшение доли государства в перспективном плане. Но в краткосрочном плане, пока самые низкие цены, я боюсь, что такая приватизация может привести к приватизации, скажем там, в нужные руки или опять же за счет государственных ресурсов", - сказал Кудрин.

В мировом практике эффективные государственные компании скорее исключение, чем правило, напомнил Кудрин. Это связано с рядом базовых фундаментальных обстоятельств. "Когда государство руководит, то оно старается свою компанию продвигать на рынки в ущерб конкурентным правилам. Поэтому сегодня прямо надо сказать: многие наши госкомпании пользуются административным ресурсом для увеличения своей доли на рынке. Что является плохим для развития рынков, конкуренции, повышения качества", - отметил эксперт.

По его словам, общей проблемой для госкомпаний является то, что они могут улучшить свои позиции на рынке без улучшения качества.

"Государство зачастую поручает госкомпаниям, влияя на них, некоторые проекты, которые не очень эффективны, неглубоко проработаны. И мы сейчас знаем, у наших газонефтяных компаний есть такие проекты, которые оказались неэффективны. Мы сейчас знаем пример ВЭБа, когда ему поручалось очень много такого, но это общая базовая история для всех компаний", - сказал Кудрин.

Он напомнил, что в мировой практике есть множество примеров того, как государство "не может себя остановить в необходимости повлиять на продвижение отдельных проектов". Причем это происходит в разных сферах, где отдельные министерства видят свои интересы.

"Это общая практика, это общая мировая история. Конечно, когда чиновники или квазичиновники, назначенные государством, руководят бизнесом, то там меньше контроль или более осложнен контроль за эффективностью. Частный собственник более пристально, тщательно отслеживает результаты компании. Поэтому, когда мы говорим, что компания имеет прибыль, мы не всегда точно понимаем, могла ли она иметь больше прибыль", - подчеркнул Кудрин.

"Поэтому я сейчас не хочу говорить, Сбербанк ли более эффективен у нас, или "Роснефть", или еще кто-то. Я хочу сказать, что все-таки в перспективе государство должно уйти из тех сфер, которые не связаны прямо с выполнением функции государственной безопасности, обороноспособности. Там можно рассматривать другие принципы участия государства. Все-таки в конкурентных рынках государство должно уходить", - считает Кудрин.

Он также отметил, что когда государство устанавливает правила для финансовой сферы и само же действует в этой сфере в виде хозяйствующих субъектов, возникает конфликт интересов.

Нефть и рубль "Стоимость нефти в рублях определяется Центральным банком. Надеемся, что Центральный банк в целом является независимой структурой, исходит из таргетирования инфляции, то есть поддержания одного из главных, а может быть, главного параметра экономики, инфляции, на низком уровне. Этому должна быть подчинена политика Центрального банка", - сказал Кудрин.

По его словам, курс является второстепенным, производным обстоятельством. Центральный банк провозгласил политику плавающего курса. Это означает, что под влиянием фундаментальных обстоятельств курс будет меняться, в то время как Центральный банк будет добиваться снижения инфляции. Для экономики принципиально важно, чтобы стоимость денег, которая определяется инфляцией, была низкой. В этом смысле Центральный банк не исходит из интересов бюджета, а исходит из интересов экономики и ключевых макропараметров.

"В этом смысле я согласен с Минфином, что не интересы бюджета или необходимость пополнения бюджета являются мотивом для изменения курса", - сказал Кудрин.

По его словам, значительная девальвация немного помогла бюджету. "Несмотря на снижение цен на нефть, даже при низких доходах от нефти, за счет девальвации, мы частично компенсировали доходы бюджета. И в этом смысле ситуация не столь критическая, как могла бы быть, если бы курс сохранился или не так серьезно изменился. Но это благо, которое пришло в Минфин помимо его воли. Так совпало", - сказал эксперт.

По его мнению, достижение 4%-й инфляции возможно в силу ряда обстоятельств. "Последние два года главным обстоятельством повышения инфляции была девальвация, перенос высоких импортных цен на инфляцию, то есть перенос на цены девальвации. Я думаю, что в этом году мы окончательно пройдем пик понижения, то есть или нагрузку понижения цен, и тем самым девальвация уже не оставляет себе такого простора для будущего влияния на инфляцию", - заключил Кудрин.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Кудрин оценил

Поделитесь с друзьями: