InvestFuture

"АвтоВАЗ": насколько все плохо?

Прочитали: 572

Убыток концерна "АвтоВАЗ" по итогам 2015 г. вырос втрое до 73,9 млрд руб., при этом краткосрочные обязательства превысили оборотные активы на 67,8 млрд руб.

Столь резкий рост показателя был спровоцирован тем, что после очередного нарушения ковенантов в краткосрочную задолженность были переквалифицированы долгосрочные займы на 24,4 млрд руб.

Таким образом, компания завершила прошедший год с рекордным убытком и, на взгляд аудитора компании Ernst & Young, с крайне неопределенными перспективами.

В 2015 г. российский автомобильный рынок снизился на 35,7%, или на 890,187 тыс. проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. В 2015 г. было продано всего 1 млн 601,216 тыс. автомобилей.

Как утверждают эксперты, будущее "АвтоВАЗа" во многом зависит от динамики российского рынка автомобилей: если проседание продолжится в ближайшие несколько лет, то автогигант вряд ли сможет выбраться из ситуации.

Однако большинство аналитиков все же ожидают оживления ситуации на рынке автомобилей уже в конце 2016 – начале 2017 гг., что позволит компании, в случае успешной реализации программы сокращения издержек, увеличить долю на рынке.

Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 г.: 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора.
"В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнение с драматическим снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что неизвестно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту", - отметил Шрайбер.

"Остается надеяться, что это относится и к 2016 г., для которого общие ожидания остаются негативными, хотя и не в такой степени, как наблюдалось в 2015 г. Недавно объявленное продолжение правительственной поддержки автомобильного сектора в первой половине 2016 г. - положительный шаг в данном направлении. С другой стороны, продолжающееся повышение цен, подпитываемое очень слабым рублем, будет оставаться главным вызовом на длинном пути восстановления рынка", - заявил глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Более того, стоит учитывать, что несмотря на сокращение продаж "АвтоВАЗа" в январе на 11% до 15577 единиц, доля Lada на российском рынке составила в январе 19% против 15,1% в январе 2015 г. Нельзя забывать и о том, что убыток компании более чем наполовину "бумажный" - 42,1 млрд руб. "АвтоВАЗ" был вынужден списать эти расходы из-за обесценения внеоборотных активов и расходов на реструктуризацию бизнеса.

"В последнее время модельный ряд "АвтоВАЗа" значительно улучшился. Мы видим, что автоконцерн вкладывает деньги в производство новых моделей, которые продаются по конкурентной цене. Тем не менее это можно назвать инвестициями в будущее, потому что развиваться "АвтоВАЗу" мешают многомиллиардные убытки, плохая экономическая конъюнктура и появившаяся в последнее время тенденция среди населения откладывать средства, вместо того чтобы покупать дорогие товары. Люди экономят, поскольку не уверены в завтрашнем дне", - считает Маргарита Горшенева, директор по развитию QB Finance.

Для успешного преодоления текущего тяжелого периода "АвтоВАЗу" все же понадобится помощь акционеров, поскольку это позволит изменить структуру долга и избежать остановок производства, даже несмотря на ослабнувший спрос.

Например, французский акционер "АвтоВАЗа" - компания Renault - рассматривает различные возможности рекапитализации долгов российского автопроизводителя.

"Мы ведем переговоры с другими акционерами контролирующего "АвтоВАЗ" холдинга Alliance Rostec Auto B.V. о будущей рекапитализации, которая может привести к консолидации этой компании Renault. В этом контексте текущие кредиты и задолженность "АвтоВАЗа" будут рассматриваться как часть чистых инвестиций в ассоциированные компании по состоянию на 31 декабря 2015 г.", - заявили в пресс-службе французского предприятия.

Именно поэтому пока ни один из акционеров компании не заявил о необходимости привлечения государственных средств для спасения компании. Как считают эксперты, текущую ситуацию не стоит путать с кризисом 2009 г., когда "АвтоВАЗ" полностью контролировался государством, в результате чего его спасали на средства налогоплательщиков. Теперь у компания подконтрольна крупному иностранному инвестору.

"АвтоВАЗ" в кризисном 2009 году удалось спасти именно за счет поддержки со стороны государства, поскольку было четкое понимание того, что в стране должен быть отечественный автопром. На данный момент, учитывая, что доля государства в капитала "АвтоВАЗа" с тех пор заметно сократилась, вероятно, помощь из "высоких кабинетов" понадобится только в экстренном случае. Пока что у компании и ее акционеров есть все возможности самостоятельно преодолеть эту ситуацию. Более того, текущий кризис, с одной стороны, может благоприятно сказаться на сбыте автомобилей концерна, если потребители оценят дизайн новых моделей. Руководство "АвтоВАЗа" хочет расширить свою долю на рынке, пользуясь ростом цен на иномарки. Опять же это все перспективные планы, которые возможно реализовать при поддержке государства", - заявил Павел Сигал, первый вице-президент "Опора России".

Ссылки по теме АЕБ: продажи легковых авто в РФ продолжают падать

Если оценивать положение компании на внешних рынках, то оно довольно тяжелое: продажи компании на основных экспортных направлениях сократились вдвое (Казахстан и Азербайджан). Но в то же время поставки в страны дальнего зарубежья также возросли вдвое, опять же за счет эффекта низкой базы.

Дело в том, что один из ключевых факторов, который мог позволить компании нарастить объем экспорта (девальвация рубля), был нивелирован обвалом валют стран ближнего зарубежья (тенге и манат). Более того, как отмечают эксперты, деятельность частных перекупщиков, которые в момент девальвации российской валюты в начале 2015 г. активно скупали автомобили в России и вывозили их за рубеж, также негативно сказалась на продажах "АвтоВАЗа". Дело в том, что поток дешевых автомобилей из России в начале прошедшего года способствовал насыщению рынков.

В этих условиях одним из главных приоритетов компании должно стать увеличение объемов импорта на рынки дальнего зарубежья, в первую очередь в страны Европы, однако даже с учетом девальвации рубля продукция "АвтоВАЗа" выглядит неконкурентоспособной по сравнению с европейскими и японскими производителями. Таким образом, складывается ситуация, когда компании не удалось удержать объемы продаж на рынках СНГ, но в то же время еще нет возможности полноценно бороться за долю на рынках Европы и Азии.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
 quot;АвтоВАЗ quot;:

Поделитесь с друзьями: