Йенс Вайдман готов к прямой конфронтации с Марио Драги. Глава Бундесбанка заявил о том, что еврозоне больше не требуется QE. Вайдман не только занимает высший пост в ЦБ Германии, но и является голосующим членом правления ЕЦБ.
Следующее заседание регулятора пройдет в марте. Рынок, долго анализируя выступление Марио Драги в Европарламенте, все же пришел к выводу, что тот дал слабый намек на возможное дополнительное стимулирование. После заявления главы второго по влиятельности Центробанка во всей еврозоне уже непонятно, что и думать.
На днях господин Вайдман защищал программу QE ЕЦБ в Конституционном суде Германии, но исключительно с юридической, а не с экономической точки зрения (количественное смягчение не нарушает конституцию страны). Но в практическом плане мнение главы Бундесбанка касательно QE однозначно: нужды в нем больше нет. Эксперты сразу сделали вывод: в совете директоров ЕЦБ укрепляется позиция "ястребов", выступающих за ужесточение монетарной политики.
Йенс Вайдман также является ярым критиком антикризисного механизма OMT, тоже изобретенного в стенах ЕЦБ. ОМТ позволяет проводить прямое финансирование правительств, а это не соответствует европейским законам, утверждает глава Бундесбанка. Не очень понятно, как же тогда господин Вайдман защищал конституционность QE, если в ходе этой программы ЕЦБ выкупает государственные облигации. Но это уже юридические тонкости, которые заключаются в том, что роль банков как посредников освобождает всех от ответственности.
Германские "ястребы" среди политиков и высокопоставленных чиновников выступили против дальнейшего смягчения еще в декабре, когда рынку показалось, что ЕЦБ сделал слишком мало. По оценкам UBS, регулятору будет все сложнее и сложнее продолжать QE. Эксперты банка считают, что после I квартала 2016 г. ЕЦБ может начать постепенно менять свою политику.
Глава Бундесбанка считает, что у экономического роста в еврозоне будет отложенный эффект и все, что нужно было для его стимулирования, уже регулятором сделано. Дальнейшее QE будет подобно наводнению: оно даст лишь негативные побочные эффекты. По оценкам экспертов Бундесбанка, отрицательные ставки уже наносят ущерб средним банкам и страховым компаниям, что вскоре может плачевно сказаться и на других сферах бизнеса.
Точку зрения германских политиков хорошо выразил институт IFO: Марио Драги забросил попытки вести разумную монетарную политику и теперь скрытно выручает провальные правительства и банки. ЕЦБ превратился в спасательную машину. Германия, обрушиваясь с критикой на Марио Драги, не учитывает одного: возможно, ей же и придется просить итальянца о помощи. В случае серьезных проблем у Deutsche Bank помочь ему сможет лишь Марио Драги.