Если вы не отшельник, то наверняка имеете или пользуетесь вещами, которые прошли через порт Роттердама (Нидерланды). В прошлом году этот порт переработал 466 млн тонн грузов, т. е. в два раза больше, чем бельгийский Антверпен, второй крупнейшей порт Европы.
Бесконечные изменения в размере и структуре грузового потока точно отражают текущее состояние мировой экономики. При этом тренды, которые трансформируют работу порта (автоматизация и уход от ископаемого топлива), также дают понимание о будущем.
Благодаря легкому доступу кораблей из Атлантического океана и барж с континента Роттердам уверенно удерживает звание основного грузоперевалочного пункта Европы большую часть современной истории.
Его успех во многом рукотворный: в середине XIX века на фоне стремительной индустриализации германского региона Рур роттердамцы прорыли канал между местной рекой Маас и Рейном, создав самый востребованный судоходный маршрут из промышленного центра Европы в Северное море.
С тех пор голландский порт развивается синхронно с глобальной экономикой: в середине XX века для обеспечения нужд послевоенного бума были построены новые мощности для обработки и хранения нефти и химической продукции.
По мере ускорения глобализации в 1990-х и 2000-х гг. порт расширился дальше в море, что помогло обслуживать мегакорабли, доставляющие одежду и электронику из Азии в Европу.
Сегодняшние изменения в работе порта отражают четвертый тренд: низкие цены на нефть, замедление темпов роста Китая и других развивающихся стран, вялое восстановление еврозоны и глобальное замедление промышленного производства и торговли, пишет британский журнал The Economist.
Из своего офиса с видом на реку Маас Елко Хокстар, глава Vopak (крупнейшего в мире оператора нефтяных терминалов), видит каждый день физическое проявление изменений на энергетическом рынке.
По его словам, когда в 2014 г. сланцевая революция обрушила цены на природный газ в Америке, огромные грузовые судна с американским углем выстроились в очередь в роттердамский порт. Газ заменил уголь в Америке, который все еще оставался дорогим в Европе. Именно поэтому европейские электроэнергетические компании быстро переключились на ненужный в США уголь: больше всего его экспортировали в 2014 г. и в первой половине 2015 г.
После падения цен на нефть гигантские нефтехранилища Роттердама стали быстро заполнятся, так как трейдеры покупали дешевое "черное золото" на спотовом рынке и продавали фьючерсы по более высоким ценам. Низкие цены также позволили увеличить прибыль нефтеперерабатывающим и химическим заводам.
Падение нефтяных цен произошло во многом из-за замедления экономики Китая, что также проявилось в порту Роттердама: на рейде увеличилось количество китайских судов с излишками стали. Это в свою очередь привело к уменьшению числа барж, которые перевозят по Рейну железную руду для сталелитейных заводов Германии.
Снижение продаж немецких автомобилей в Китае лишь усугубило ситуацию, так как автопроизводители начали использовать меньше стали. Снижение перевозки бестарного груза в Роттердам, отмечает глава порта Эллард Кастелейн, прямое последствие этого зловещего круга.
Балтийский фрахтовый индекс, который отслеживает стоимость транспортировки сырья по морю, рухнул до рекордно низкого уровня в феврале. Отчасти это произошло из-за перепроизводства морских грузовых судов, а также слабого спроса. В последние несколько лет мировая торговля росла не быстрее, чем мировая экономика (что крайне нехарактерно); в долларовом выражение падение в 2015 г. достигло почти 14%.
Все это хорошо видно в Роттердаме, где один из четырех контейнеров прибывает из Китая. И хотя объем товаров, обрабатываемых в порту, вырос на 4,9% в прошлом году, это произошло благодаря возросшей торговли нефтью и нефтепродуктами. Контейнерная перевозка снизилась на 1,1%, а сельскохозяйственных грузов - на 3,8%.
Роттердам также демонстрирует другой новый тренд, который будет оказывать значительное влияние на мировую экономику. Речь идет об автоматизации. В начале этого года машинисты кранов (которых часто называют "королями терминала") провели первую за последние 13 лет 24-часовую забастовку. Они протестовали против конкуренции с роботами.
В порту все больше дистанционно управляемых оператором кранов. Эти краны поднимают контейнеры на автоматически управляемое транспортное средство (AGV), после чего они доставляются в определенную точку для последующей погрузки на грузовики, поезда или баржи.
Гордится порт Роттердама и сокращением выбросов в атмосферу углекислого газа, хотя его основная прибыль поступает от транспортировки ископаемого топлива. Не избежать этого тренда и мировой экономике.