InvestFuture

HSBC и Citi думают о деньгах с вертолетов

Прочитали: 71

HSBC, Citigroup и Commerzbank задумались о "деньгах с вертолетов". Идею прямого экстренного стимулирования потребительского спроса еще в 1969 г. предложил нобелевский лауреат Милтон Фридман.

Крупные коммерческие банки Британии, США и Германии независимо друг от друга в своих аналитических материалах напомнили клиентам о давнем предложении Фридмана. Если разобраться, такое совпадение не удивляет. Меньше чем за 10 лет ЦБ развитых стран провели сокращение ключевых ставок более 600 раз, в рамках программ количественного смягчения выкуплены активы на 12 с лишним трлн долларов, а инфляция все равно не сдвинулась с мертвой точки.

Сам Марио Драги уже назвал прямое стимулирование потребителей весьма интересной концепцией. Габриэль Стейн, старший экономист Oxford Economics, не уверен, станут ли "вертолетные деньги" следующей серебряной пулей в борьбе с оборотнем дефляции. Однако эксперт считает, что вероятность использования идей Милтона Фридмана хотя бы в модифицированном виде где-нибудь в Европе или Японии достаточно высока.

Сама суть неопробованной теории заключается в смешении монетарной или налоговой политики. Власти должны продавать краткосрочные облигации своим центробанкам, печатать новые деньги и направлять их прямиком населению на целевые расходы (продукты, телевизоры, бытовая техника и т. д.), параллельно снижая налоги. При таком сценарии классические посредники – коммерческие банки – остаются не у дел.

Бен Бернанке, до того как столкнулся с яростным сопротивлением прочих членов правления, был сторонником теории Милтона Фридмана. В своей речи в 2002 г. экс-глава ФРС заявил о том, что денежный авиарейд "почти точно станет эффективным стимулятором потребления, а значит, и инфляции". Благодаря этому радикальному высказыванию Бен Бернанке получил прозвище "Вертолетный Бен".

По мнению Рэя Далио, возглавляющего инвестфонд Bridgewater Associates (под управлением $155 млрд капитала), ни о каком риске гиперинфляции и перегрева в развитых странах и речи быть не может. Центробанкам следует направить все свои усилия прямо на потребителей, не опасаясь побочных эффектов.

Конечно, у смелой теории Милтона Фридмана немало могущественных соперников. Йенс Вайдманн, возглавляющий ЦБ Германии, заявил о том, что "вертолетные деньги" станут непосильными расходами для центробанков, а это в свою очередь пошатнет общую стабильность. Потом самим же налогоплательщикам, накупившим ненужных товаров, придется косвенно расплачиваться за новые антикризисные программы.

Стивен Кинг, старший экономист HSBC (не путать со знаменитым автором!), заявил о том, что "вертолеты в воздух поднять легко и все получат бесплатный обед". Члену правления ЕЦБ Питеру Прэту журналисты специально задали вопрос о перспективе "вертолетных денег". Чиновник, отвечая, подчеркнул: регулятор полностью не отказывается от этой революционной опции.

Одно из наиболее любопытных наблюдений по "вертолетным деньгам" сделал Джонатан Лойнс, старший аналитик Capital Economics. Всего 2 с половиной года назад отрицательные ставки по депозитам ЦБ казались чуть ли не безумной идеей: где это видано – брать проценты с тех, кто тебе же принес деньги?! Теперь это стало объективной реальностью в Европе, Японии и прочих странах. Возможно, и точные денежные удары с воздуха станут чем-то повседневным.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
HSBC и Citi думают о

Поделитесь с друзьями: