Обстановка на финансовом рынке в последние недели несколько стабилизировалась, но пока остается неустойчивой, заявила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
"После высокой волатильности в январе ситуация в последние недели несколько стабилизировалась. Но фундаментально она остается неустойчивой", - отметила Юдаева, сообщает "Интерфакс". Основная проблема - незначительный экономический рост и низкие темпы роста производительности труда.
"Опыт развитых экономик в течение последних семи-восьми лет показал, что попытки воздействовать на ситуацию только мерами денежно-кредитной политики (ДКП) без проведения адекватных структурных реформ не способны сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Мы снова и снова видим свидетельства такого развития событий. Экономический рост в основных экономических центрах мира остается низким, несмотря на беспрецедентные шаги по смягчению денежно-кредитной политики", - подчеркнула Юдаева.
С другой стороны, платой за сверхмягкую ДКП является волатильность на рынках и риски возникновения пузырей. Отрицательные процентные ставки плохо сказываются на банковском и финансовом секторах, что создает дополнительные риски. В нефтяном секторе остается много неопределенностей, превышение превышает спрос.
"Не все основные игроки определились со своей политикой. При этом снижение нефтяных цен, вопреки ожиданиям, не привело к ускорению темпов экономического роста в глобальной экономике. Ожидаемого ускорения роста в странах-потребителях, который должен был бы компенсировать его замедление в странах-производителях, пока не произошло", - заявила Юдаева.
В прошлом году серьезные опасения вызывала обстановка в Китае, но положение несколько стабилизировалось. "Текущие риски, связанные с китайской ситуацией, существенно снизились. Но их нельзя сбрасывать со счетов", - отметила первый зампред ЦБ.
Что касается развивающихся стран, то их экономический рост замедляется, сохраняется высокая волатильность национальных валют и национальных рынков. Одна из причин уязвимости таких стран - высокий уровень задолженности корпоративного сектора.
"После 2008 г. изменился характер этой задолженности. Компании стали меньше занимать у банков и часто напрямую занимают на глобальных рынках посредством выпуска облигаций. Рост ставок в США ведет к удорожанию задолженности и затруднениям в ее рефинансировании, что также способствует дополнительной волатильности валютных курсов соответствующих стран", - пояснила Юдаева.
Доля корпоративных кредитов в иностранной валюте в портфелях российских банков составляет около 40%, что создает целый ряд рисков на макро- и микроуровне. Так, инструменты капитала российских банков номинированы в рублях, а ослабление рубля автоматически вызывает увеличение доли активов, подверженных риску. Тем самым снижаются нормативы достаточности капитала банков. "А это, в свою очередь, негативно отражается на их устойчивости и ограничивает потенциал кредитования банками. Поэтому динамика кредитования становится процикличной", - отметила Юдаева.
Высокий уровень валютного кредитования говорит о том, что банки не вполне правильно оценивают его риски. "Ни у банков, ни у заемщиков, судя по всему, нет четкого понимания того, что разница в процентных ставках между рублевыми и валютными заимствованиями отражает валютный риск. То есть, беря кредит в валюте по более низким ставкам, заемщик берет на себя риск обслуживания возросшего долга в случае ослабления курса", - подчеркнула Юдаева.
Недостаточная оценка валютных рисков заемщиков ведет к макроэкономическим последствиям: усиливаются колебания экономического роста, отягощенные колебаниями цен на нефть. Усиливается также волатильность валютного курса.
На ограничение таких рисков направлены меры ЦБ по девалютизации банковской системы России. С 1 мая ЦБ повышает коэффициенты риска по новым валютным кредитам и другим активам в валюте, а с 1 апреля - нормативы отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР) по депозитам юрлиц в иностранной валюте.
"Значительный уровень долларизации депозитов усиливает риски дефицита валютной ликвидности, снижает эффективность реализуемой Центробанком денежно-кредитной политики", - заключила Юдаева.