Еще задолго до того момента, как отрицательные ставки стали новой нормой, отдельные эксперты предупреждали об опасности политики нулевых и отрицательных ставок. И, как это ни странно, это был Федеральный резервный банк Нью-Йорка.
Сейчас около 30% мировых государственных облигаций торгуются с отрицательной доходностью, но еще в 2012 г. штатные сотрудники ФРБ Нью-Йорка писали: "Если процентные ставки будут отрицательными, то Казначейству США, вероятно, придется печатать намного больше банкнот, так как физические лица и малый бизнес будут изымать средства с банковских счетов".
Затем, в октябре прошлого года, Bank of America провел исследование всех европейских стран, которые реализовали NIRP (политику отрицательных ставок), и обнаружил нечто тревожное. Вместо того чтобы достигнуть ожидаемых центральными банками результатов, мы получили прямо противоположные.
В Швейцарии и Швеции ультранизкие ставки в самом конце 2013 г., то есть еще до падения цен на нефть, усилили склонность населения к накоплению, так как будущий пенсионный доход становится все более неопределенным.
И это просто характеризует людей со здравым смыслом. NIRP – это дефляционная политика, которая подсказывает потребителям отложить потребление и вместо этого сохранять деньги как можно больше в наличной форме, а не в банке, где за их хранение придется платить.
Проблемы отрицательных ставок стали наиболее очевидны в Японии, где, как сообщает Japan Times, Минфин планирует увеличить количество банкнот в 10 тыс. иен, находящихся в обращении, на фоне признаков того, что все больше людей просто копят деньги.
В 2016 г. будет напечатано 1,23 млрд таких банкнот, и это на 180 млн больше показателя прошлого года. В 2011-2015 гг. объем выпуска не превышал 1,05 млрд.
Все больше людей держат деньги дома, а не в банках, так как процентные ставки по депозитам упали почти до нуля, после того как Банк Японии ввел отрицательную ставку в феврале.
На самом деле даже штатные экономисты центральных банков уже начали говорить, что отрицательные ставки приведут к ужасным последствиям. Что касается Японии, то здесь регулятор, кажется, только усугубил проблему.
Общая сумма средств, хранимых вне банков, выросла в прошлом году сразу на 5 трлн иен, она достигла 40 трлн иен.
С одной стороны, люди просто не хотят раскрывать размер своих сбережений после введения ряда новых требований по идентификации для налоговых платежей, но политика отрицательных ставок Банка Японии также вызвала обеспокоенность в обществе.
Кроме крупных банкнот в 10 тыс. иен также будет выпущено около 200 млн банкнот в 5 тыс. иен (на 80 млн больше показателя 2015 г.), а количество новых тысячных банкнот сократится на 100 млн до 1,57 млрд.
Согласно данным Банка Японии среднесуточный объем денег в обращении вырос на 6,7% за год, остановившись на уровне 90,3 трлн иен в конце февраля. Это максимальный рост за последние 13 лет.
Число купюр в 10 тыс., 5 тыс. и 1 тыс. иен выросло на 6,9%, 0,2% и 1,9% соответственно.
Пример Японии наглядно показывает, что же именно произойдет в ближайшее время в других странах, придерживающихся нулевых или отрицательных ставок.