Отрицательные ставки в еврозоне приводят к снижению доходностей по облигациям и ко все новым рекордам. На долговом рынке Германии впервые сложилась ситуация, когда средняя доходность бондов с различными сроками погашения равна нулю.
Таким образом, если инвестор примет решение вложиться в немецкие бундесы и для диверсификации вложится в бумаги по всей кривой, то в итоге он не получит ничего.
Все очень просто. Бумаги с дюрацией до девяти лет уже сейчас имеют отрицательную доходность, а за более длинные еще можно что-то получить. Инвесторы используют эту возможность и обращают свое внимание именно на них. В результате повышенного спроса мы видим падение доходностей и по более длинным бумагам, так что вскоре доходности и по ним могут уйти ниже.
В общем и целом, из текущей ситуации на рынке можно получить следующий посыл: долговой рынок больше не является доходным вложением, во всяком случае в Германии. Следовательно, банкам придется вкладывать в более рисковые активы, и именно такова задумка центробанков. Другой вопрос, что банки этого делать не хотят и вообще пока слабо представляют свое будущее в нынешних условиях.
Дело в том, что основная бизнес-модель тесно связана с уровнем ставок, а при низких доходностях и сокращении спреда между длинными и короткими ставками эта модель становится убыточной.
Об этом, кстати, уже говорили даже и представители ЕЦБ, в частности главный экономист регулятора Петер Прат.
"Сохранение отрицательных ставок в течение длительного времени - два, три года - это то, что вселяет серьезную тревогу, когда мы думаем о последствиях для бизнес-моделей банков", - говорил он.
Мрачные перспективы банковского сектора Европы отражаются и в котировках. Бумаги банков неуклонно идут вниз, хотя периодически власти и делают какие-то заявления, которые провоцируют коррекцию наверх.
Вот так, например, выглядят акции крупнейшего банка Германии Deutsche Bank. Котировки его акций находятся вблизи исторических минимумов.
Стоит отметить абсурдность действий монетарных властей. Они пытаются бороться с дефляцией путем отрицательных процентных ставок, хотя еще задолго до того момента, как отрицательные ставки стали новой нормой, отдельные эксперты предупреждали об опасности политики нулевых и отрицательных ставок. И, как это ни странно, это был Федеральный резервный банк Нью-Йорка.
Сейчас около 30% мировых государственных облигаций торгуются с отрицательной доходностью, но еще в 2012 г. штатные сотрудники ФРБ Нью-Йорка писали: "Если процентные ставки будут отрицательными, Казначейству США, вероятно, придется печатать намного больше банкнот, так как физические лица и малый бизнес будут изымать средства с банковских счетов".
Затем, в октябре прошлого года, Bank of America провел исследование всех европейских стран, которые реализовали NIRP (политику отрицательных ставок), и обнаружил нечто тревожное. Вместо того чтобы достигнуть ожидаемых центральными банками результатов, мы получили прямо противоположные.
В Швейцарии и Швеции ультранизкие ставки в самом конце 2013 г., то есть еще до падения цен на нефть, усилили склонность населения к накоплению, так как будущий пенсионный доход становится все более неопределенным.
И это просто характеризует людей со здравым смыслом. NIRP – это дефляционная политика, которая подсказывает потребителям отложить потребление и вместо этого сохранять деньги как можно больше в наличной форме, а не в банке, где за их хранение придется платить.