Еще с лета прошлого года на рынке разгорелись споры о том, сможет ли Иран после снятия санкций достаточно быстро нарастить добычу или из-за отсутствия необходимого финансирования и инфраструктуры на это потребуется слишком много времени. Сейчас все встает на свои места.
Помимо разговоров о добыче неоднократно упоминались танкеры, стоящие на приколе у берегов Ирана. Они вроде бы были заполнены нефтью под завязку и ждали своего часа. И вот, похоже, этот час настал.
По данным агентства Bloomberg, в первые две недели апреля в танкерах, в которых содержится 28,8 млн баррелей, покинули порты страны в Персидском заливе. В итоге поставки сырой нефти из Ирана выросли более чем на 600 тыс. баррелей в день. Таким образом, в преддверии встречи производителей нефти в Дохе, намеченной на 17 апреля, Тегеран в очередной раз накаляет обстановку. Кстати, если цифра в 600 тыс. баррелей в день верна, то она практически полностью совпадает с сокращением добычи в США по сравнению с максимумами.
Так куда же направляется иранская нефть? По информации Bloomberg, большая часть углеводородов направляется в Китай, и именно Поднебесная станет крупнейшим покупателем иранской нефти. Кроме того, после перерыва в марте возобновляются поставки в Японию.
Кстати, Ирак и Нигерия сейчас испытывают временные сложности с поставками своей нефти, чем, судя по всему, активно пользуется Иран, замещая их долю. Добавим, что в докладе МЭА сообщается, что Иран и Нигерия сократили объемы добычи на 90 тыс. баррелей в день.
Таким образом, мы, по сути, получаем подтверждение мнения МЭА, которое накануне призывало забыть о сокращении добычи в ОПЕК, заявив, что балансировка рынка будет происходить за счет сокращения добычи вне картеля, в первую очередь в США, правда, если цены на нефть не вырастут слишком высоко.
Возникает еще один логичный вопрос. Если Иран даже в текущих условиях способен фактически в одиночку восполнить сокращение добычи в США, то почему практически все крупные участники рынка так уверенно говорят о наступлении баланса на рынке во второй половине года?
Ну и, конечно, экспертов мучает вопрос, что же начнет происходить с теми колоссальными запасами нефти, которые хранятся в плавучих хранилищах по всему миру, когда контанго наконец сдуется.
Напомним, в конце марта эксперты Deutsche Bank заявили, что вскоре трейдеры начнут массовую разгрузку нефти, хранящейся на море. Но процесс (с учетом продаж) может растянуться на полгода, поэтому степень его влияния на цены – отдельный вопрос.
На мировом рынке нефти может появиться новый фактор, способный оказать давление на котировки. По оценкам Deutsche Bank, в обозримой перспективе с танкеров на сушу переместят 31 млн баррелей нефти с целью продажи.
Дело в том, что на рынке пропадает эффект контанго. Стоимость долгосрочных фьючерсов нефти превышала стоимость краткосрочных: было выгодно подержать сырье в плавучем хранилище и продать его попозже. Сейчас все меняется.
Ставки аренды танкеров и страхования грузов постепенно растут. Котировки сорта Brent, напротив, уперлись во временный потолок. Эксперты Deutsche Bank считают, что трейдеры, не успевшие продать нефть, хранящуюся на море, начнут получать убытки уже в июле текущего года.
По оценкам банка, общий объем нефти, хранящейся на танкерах, составляет 157 млн баррелей. 31 млн баррелей, который может быть реализован, – это 20% от обозначенного объема. Как утверждают в германском банке, продавать будут по принципу last in, first out: в первую очередь трейдеры избавятся от самой дорогой нефти, купленной с начала февраля по текущий момент.