Консолидация в банковском секторе Европы неизбежна, несмотря на все усилия правительств, направленные на поддержку и сохранение небольших, более слабых кредитных организаций, считает председатель совета директоров UBS Аксель Вебер.
"Наименее прибыльные банки в Европе, на мой взгляд, постоянно будут сталкиваться с этой проблемой (проверкой их прибыльности), поэтому я думаю, что консолидация на европейском рынке будет происходить, несмотря на все попытки предотвратить это", - заявил Аксель Вебер в интервью CNBC.
Акции европейских банков упали с начала года из-за опасений по поводу того, что мягкая денежно-кредитная политика отрицательно сказывается на их рентабельности. Небольшие банки будут и впредь испытывать трудности, считает глава совета директоров UBS.
"В Европе слишком много банков, и стоит ожидать гибели некоторых слабых игроков на рынке, после чего их клиенты начнут переходить к другим, более сильным, банкам", - сказал Вебер в кулуарах весенних встреч Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне.
По словам Вебера, сильные игроки должны поглотить более слабые банки и интегрировать их в свой бизнес. Это позволит крупным банкам увеличить клиентскую базу, оптимизировать расходы и получать больше прибыли.
"В этом смысле Европе нужно двигаться дальше, и банковский сектор нуждается в консолидации", - подчеркнул Вебер.
Тем не менее изменения, необходимые для стабилизации европейской экономики, выходят далеко за пределы банковского сектора, добавил он, указав на необходимость проведения структурных реформ во всех европейских странах. На данный момент Европа слишком сосредоточена на смягчении денежно-кредитной политики, отметил Вебер.
ЕЦБ по итогам мартовского заседания неожиданно снизил все три процентные ставки. Регулятор снизил ставку по кредитам на 5 базисных пунктов до нулевого уровня. Ставка по депозитам снижена с минус 0,3% до минус 0,4%. Ставка по маржинальным кредитам снижена на 5 б. п. до 0,25% годовых.
ЕЦБ в марте также увеличил объем ежемесячного выкупа активов в рамках программы количественного смягчения (QE) с €60 млрд до €80 млрд начиная с апреля. Кроме того, теперь в программу QE входят не только гособлигации и бонды местных органов власти, но и корпоративные небанковские еврооблигации с рейтингами инвестиционного уровня.
Член правления ЕЦБ, глава ЦБ Германии Йенс Вайдман заявил, что ЕЦБ "зашел слишком далеко", расширив меры стимулирования на мартовском заседании. "На мой взгляд, приняв эти решения, ЕЦБ зашел слишком далеко", - сказал Вайдман. ЕЦБ должен проявлять гибкость в том, что касается времени достижения целевого показателя инфляции, и должен беспокоиться о низкой прибыли банков, поскольку это может снизить эффективность их действий, добавил глава Бундесбанка.
По словам другого члена правления ЕЦБ, Бенуа Кёре, прибыльность банков выросла за последнее время. Спрос на кредиты увеличился, экономические риски ослабли, и процентная маржа банков скорее увеличилась, чем уменьшилась. "Конечно, влияние отличается в зависимости от бизнес-моделей банков и от того, насколько снижены ставки", - отметил Кёре.
"Думаю, банки знают, что мы не будет снижать процентные ставки до абсурдно отрицательных значений. Но никогда нельзя исключать дальнейших действий", - заявил он.