Незадолго до провальных переговоров в Дохе в минувшие выходные Россия и Саудовская Аравия отметили, что готовы обсуждать заморозку объемов добычи нефти, однако уже менее чем через неделю заявили о намерении нарастить производство.
Глава отдела нефтяной промышленности и рынков Международного энергетического агентства (МЭА) Нил Аткинсон заявил в интервью CNBC, что производители продолжат наращивать производство настолько, насколько это возможно.
После саммита в Дохе все мы находимся в той ситуации, когда существует свободный рынок нефти, однако русские намерены накачивать столько нефти, сколько способен поглотить рынок, саудовцы настроены точно так же.
В итоге мы вернулись к тому, с чего начинали: вернулись на позиции до саммита в Дохе, когда страны производят и продают то, что могут, и по той цене, по которой это возможно.
Комментарии Аткинсона вышли через неделю после провальных переговоров в Дохе между странами-членами ОПЕК и странами, не входящими в ОПЕК, на котором рухнули надежды на замораживание уровней добычи нефти.
Саудовская Аравия, лидер ОПЕК, заявила, что не станет замораживать объем добычи нефти, если ее региональный соперник Иран не сделает то же самое, однако Иран отказался от этого, так как стремится вернуть утраченные объемы производства после нескольких лет экономических санкций.
Аналитики строят прогнозы относительно того, чем может закончиться встреча стран ОПЕК 2 июня, учитывая все нарастающую напряженность в отношениях между этими государствами.
Официальные лица ОПЕК заявили, что на предстоящей встрече в июне могли бы вновь поднять вопрос по заморозке добычи нефти, однако нефтяные рынки не отреагировали на комментарии после провала переговоров в Дохе. Более того, как раз в начале недели Саудовская Аравия, Иран и не входящая в ОПЕК Россия все еще угрожают нарастить производство.
Аткинсон отметил, что у Саудовской Аравии есть запас производственных мощностей до 2 млн баррелей, то же самое касается ряда других производителей Ближнего Востока, таких как Кувейт и ОАЭ. Также Аткинсон добавил, что, помимо этих стран, запаса производственных мощностей нет больше ни в одной стране мира.
Все производители нефти сильно пострадали от падения цен на нефть с середины 2014 г., что привело в основном к переизбытку поставок и снижению спроса, однако некоторые из них пострадали сильнее остальных. Те, кто столкнулся с издержками производства - сланцевики США например, особенно остро ощутившие на себе удар, - отреагировали закрытием буровых установок и сокращением производства и разведок.
Аткинсон предполагает, что нефтяные рынки сбалансируются во второй половине 2016 г. наряду с американской сланцевой добычей нефти, которая, как ожидается, продолжит сокращаться в этом году. Тем не менее он заявил, что есть вероятность того, что США вновь нарастят производство в будущем.
По нашим подсчетам, объем добычи в США сократится на 450-500 тыс. баррелей в сутки в 2016 г. по сравнению с 2015 г. На наших глазах происходит спад.
Есть три момента, связанные с США. Во-первых, мы получили неверное представление об этом производстве: никто не осознавал темпы, при которых производство США будет наращиваться. Во-вторых, трудно было понять ситуацию в отношении резервов на фоне падения цен. А при такой ситуации трудно понять, когда сланцевые компании снова смогут вернуться в игру.
США, пожалуй, самый интересный производитель, потому что он настолько изменчив и динамичен, что во многом изменения баланса на нефтяном рынке зависят именно от него.