26 апреля груз с 650 тыс. баррелями сырой нефти вышел из ливийского порта Харига на востоке страны. Шаг, обещающий стать очередным этапом в конфликте, ибо правительство исламистов в Триполи поклялось сделать все, чтобы помешать этому.
Преждевременная попытка экспорта сырой нефти может иметь огромные последствия для международных усилий по объединению страны под руководством Правительства национального согласия Ливии, которое было сформировано при поддержке ООН. Дело в том, что восточная Ливия контролируется также международно признанным правительством, расположившемся в Тобруке.
Восточное правительство сотрудничает с восточным подразделением Национальной нефтяной компании Ливии. Западное подразделение компании имеет международную поддержку и признано основным.
Восточный филиал считается отколовшейся частью. Последний пытается наладить собственный экспорт нефти, однако пока усилия не увенчались успехом, «благодаря» сопротивлению со стороны международных торговых партнеров Национальной нефтяной компании Ливии, в том числе и таких крупных фирм, как Glencore и Vitol Group.
Восточному филиалу удалось найти покупателя в лице компании DSA Consultancy FZC (ОАЭ). В конце прошлой недели попытка экспорта привлекла внимание международного сообщества, когда начали поступать первые сообщения о то, что индийский танкер Distya Ameya пришвартован в порту Харига в ожидании загрузки перед отправкой на Мальту.
Несколько официальных ливийских и зарубежных лиц выразили обеспокоенность в отношении возможной «незаконной» погрузки нефти на танкеры, покидающие восточный порт Ливии. Однако этого недостаточно, чтобы ставить палки в колеса восточного филиала Национальной нефтяной компании Ливии.
Теперь, когда груз отбыл из порта, единственное, в чем можно быть точно уверенным – путь к объединению Ливии окажется чрезвычайно жестким. И вообще неясно, достигнет ли танкер когда-нибудь Мальты. По крайней мере, на момент написания этой статьи его там не было. National Oil Co., контролируемая правительством в Триполи, заявила, что были предприняты все меры для того, чтоб заблокировать экспорт.
Итальянские СМИ заявляют, что мальтийские власти держат груз из порта на Мальте, из других сообщений становится известно, что танкер пока не предпринял попыток остановки на Мальте.
Предполагается, что суть проблемы заключается в легитимности восточного правительства и Правительства национального согласия Ливии. Оба имеют международное признание. И, несмотря на то, что ООН и Евросоюз, а также США, в последнее время поддерживают Правительство национального согласия, однако правительство в Тобруке до сих пор претендует на легитимность. Оно также было признано на международном уровне, поэтому существует не так много вариантов разрешения ситуации, которые не спровоцируют дальнейшую эскалацию отношений между двумя правительствами.
"Джокер" - здесь третье правительство, которое также базируется в Триполи. Оно имеет совершенно четкую исламистскую направленность, на прошлой неделе оно отказалось от своего обещания уйти в отставку после прихода Правительства национального согласия.
Отсутствие доходов от экспорта нефти могло бы стать рычагом против восточного правительства, однако теперь, когда выявлены все экспортеры и покупатели нефти, этот рычаг исчез. Восточный филиал Национальной нефтяной компании Ливии считает, что правительство в Тобруке имеет правовой статус и весьма вероятно, что на фоне первого успеха продолжит искать пути для экспорта нефти без официального разрешения западного филиала Национальной нефтяной компании Ливии, Правительства национального согласия и группы стран, составляющих международное сообществ.
Несмотря на усилия со стороны США и Европы, очевидно, что есть некоторые покупатели, которые нуждаются в нефти восточной Ливии.
Это существенно затруднит объединение Ливии и восстановление объемов добычи нефти на уровень, зафиксированный до начала гражданской войны в стране.