Для растущих азиатских экономик падение цен на нефть, которое началось в середине 2014 г., было очень приятным фактом. Они смогли сократить субсидии на топливо, перенаправив эти средства на другие секторы экономики.
Сейчас цены растут, а сокращение субсидий может начать влиять на потребителей.
В настоящий момент эффект достаточно умеренный. Китай и Индия повысили розничные цены на бензин, хотя и не очень сильно. Индонезия пока еще не решилась на такой шаг, но это, вероятно, произойдет, если цены на нефть останутся выше $50 за баррель или будут дальше расти.
Последнее ралли цен на нефть происходило на фоне перебоев с поставками из-за проблем в Нигерии, Ливии, Венесуэле и Канаде. Общий объем предложения сократился примерно на 4 млн баррелей в сутки.
Учитывая падение запасов нефти в США, реакция трейдеров, которые подтолкнули цены выше, была понятна.
Тем не менее сейчас ралли замедляется. Brent держалась выше $50 за баррель только один день, а затем вновь вернулась к $49. Сильный доллар делает нефть менее доступной для покупателей, работающих с другими валютами.
Некоторые эксперты отмечают, что цены на нефть даже в $50 опасны для азиатских потребителей и экономики, так как это приведет к заметному замедлению роста.
В Индии, например, цены более $60 за баррель практически полностью уничтожат стратегию роста премьер-министра Моди. Но другие считают дорогую нефть благом, так как надеются найти новые устойчивые источники экономического роста, вместо того чтобы полагаться на внешние факторы, такие как колебания стоимости нефти на международном рынке.
В Китае водители автомобилей также должны почувствовать на себе сокращение субсидий со стороны правительства. По мнению китайских чиновников, субсидии вообще не оказались эффективным способом стимулирования экономики.
Таким образом, цены на бензин не были привязаны к объему потребления топлива в нескольких секторах: общественный транспорт, рыболовство, лесное хозяйство и услуги такси. В настоящее время размер субсидий будет зависеть от приоритетов ведомства, ответственного за их распространение.
Между тем, страна активно пополняет свои запасы сырой нефти, пользуясь падением цен. Даже в случае ощутимого роста эта "нефтяная подушка" обеспечит возможность смягчить последствия для розничных потребителей.
Существует еще одна потенциальная угроза для конечных потребителей в Азии, особенно если они являются чистыми импортерами нефти. Она связана с повышением ставки ФРС США, которое произойдет, скорее всего, в июне или в июле.
Это автоматически приведет к очередному витку курса доллара, а также ослабит спрос на нефть.
Но в целом, если перебои с поставками сохранятся, а это всегда возможно, учитывая политическую нестабильность членов ОПЕК, для экономики стран Азии ситуация будет становиться все мрачнее.