Новое бюджетное правило, при введении которого финансовые власти России начнут проводить интервенции на валютном рынке для накопления резервов, позволит изолировать экономику страны от внешней волатильности, в первую очередь на нефтяном рынке, заявила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
"Обсуждается правило, согласно которому бюджет должен накапливать резервы, если цена на нефть превысит $50 - может быть, другую величину, это нуждается в уточнении", - цитирует "Рейтер" Ксению Юдаеву.
"Но такое правило обсуждается (Минфином и Банком России - прим. ред.), и при некоторых уточнениях мы с этим согласны, потому что мы понимаем: только бюджетное правило позволит стабилизировать ситуацию в экономике и в значительной степени изолировать ее от внешней волатильности", - сказала первый зампред ЦБ.
"В любом случае все абсорбируют бюджетные фонды", - ответила Юдаева на вопрос, кто именно - ЦБР или Минфин - будет покупать валюту на рынке.
Для Банка России не так важно, сколько составит дефицит бюджета РФ в 2016 г. - 3% или 3,3% ВВП, важна стратегия достижения сбалансированного бюджета.
"10% (ВВП - прим. ред.) он же не будет, а плюс-минус десятая доля процента (три десятых), немножко в этом году, может быть компенсировано в следующие годы, поэтому хотелось бы понимать всю стратегию - за счет каких мер бюджетный дефицит будет снижаться в последующем", - заявила Юдаева.
"Мне кажется, что, с нашей точки зрения, важно даже не то, какой именно дефицит окажется в этом году, а важно наличие стратегии по стабилизации ситуации в течение нескольких лет, и, на мой взгляд, как раз важно, чтобы по этому пункту было все больше информации уже в ближайшее время", - отметила она.
По мере расходования средств Резервного фонда для покрытия дефицита бюджета регулятор ожидает перехода банковской системы от структурного дефицита ликвидности к профициту. Переход произойдет в начале следующего года.
"Возможно, у нас будут периоды где-то осенью, когда мы будем проводить и аукционы РЕПО, и депозитные аукционы, но мы не ожидаем, что в это время будет постоянный переход к тому, что будут проводиться только депозитные аукционы. Скорее в начале следующего года этот переход уже может состояться", - заявила Юдаева в ответ на вопрос, когда ключевой ставкой Банка России станет ставка депозитных аукционов.
"(При профиците ликвидности - прим. ред.) автоматом будет происходить стерилизация за счет депозитных операций, мы будем выпускать облигации. В принципе, повышение обязательных резервов этому способствует - снижению части негативных последствий профицита ликвидности. Это те основные инструменты, которые мы сейчас рассматриваем", - сказала первый зампред ЦБ.
Как долго банковская система России будет находиться в ситуации структурного профицита ликвидности, будет зависеть от бюджетного правила и наличности:
"В принципе, это будет зависеть от ситуации. Есть факторы, которые автоматом нас возвращают к профициту. Это автономные факторы, например накопление бюджетом резервов, которые будут помещаться на наши счета, это продажа нами активов, например, продажа ОФЗ - она способствовала снижению структурного профицита или поддержанию структурного дефицита какое-то время", - сообщила Юдаева.
При этом от министерства финансов зависит объем структурного профицита.
"В 2017 году он достаточно плотно связан и будет зависеть от того, какую стратегию выберет министерство финансов с точки зрения финансирования своего дефицита. Если они будут тратить Резервный фонд, соответственно объем (профицита ликвидности - прим. ред.) будет больше. Если они будут очень много занимать, то он будет меньше. Понятно, что общий его размер в основном ограничен общим размером Резервного фонда", - отметила Юдаева.
Ссылки по теме Набиуллина не боится "черных лебедей" Банк России планирует проводить заседания совета директоров в 2017 г. примерно в таком же ритме, как и в 2016 г. (4 опорных заседания и 4 неопорных).
"Мы, в принципе, смотрим, чтобы не совпадать с какими-то важными событиями, но в целом ориентируемся на то, что у нас раз в полтора месяца проходят заседания", - сообщила Юдаева.