Со следующего года в России могут появиться региональные банки с ограниченным функционалом и упрощенным набором требований от регулятора. Как ожидается, они облегчат доступ к финансовым ресурсам в регионах и поспособствуют развитию конкуренции.
Трехуровневая система О том, что регулятор планирует выделить региональные банки в новый вид кредитных организаций, глава Центробанка Эльвира Набиуллина сообщила на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге в конце июня. "К этому виду могут быть отнесены относительно небольшие региональные организации с ограниченным кругом наиболее простых банковских операций. Бизнес-моделью таких банков должно являться привлечение средств от физических и юридических лиц конкретного региона, их размещение с минимальными рисками в кредиты населению и бизнесу, прежде всего среднему и малому, того же региона", - пояснила глава ЦБ.
Таким образом, в дальнейшем региональные банки могут быть отнесены к наиболее приближенному "к земле" звену - в рамках новой трехуровневой системы, в которой свои отдельные ниши также заняли бы системно значимые и федеральные банки. При этом для последних предусматривался бы и собственный набор требований, в том числе по части соответствия международным стандартам.
Как ожидается, упомянутый законопроект (на сайте ЦБ он был опубликован в конце июля) представят уже осенью новому составу парламента, сформированному по итогам сентябрьских выборов, рассказал "Вести.Экономика" председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. И можно надеяться, добавил он, что до конца 2016 г. парламентарии утвердят данный документ, с тем чтобы он вступил в силу со следующего года. По некоторым оценкам, к региональной группе могут быть отнесены свыше 200 банков. Хотя в огромной стране с десятками регионов, среди которых немало депрессивных, подобных кредитных организаций, облегчающих доступ к денежным ресурсам на местах, конечно, должно быть больше, оговорил Аксаков.
По его мнению, упомянутые банки, способны оказать позитивное воздействие на развитие регионов, в том числе за счет усиления конкуренции. А чтобы и эти банки не превратились в те самые "прачечные", с которыми регулятор в последние годы ведет активную борьбу, также следует наладить соответствующий эффективный и жесткий надзор. И в перспективе, вероятно, региональные банки было бы возможно объединить с микрофинансовыми организациями, сделав более прозрачной и управляемой также деятельность последних, уточнил депутат.
По замыслу авторов проекта, кстати, в ходе намеченных преобразований надзор за региональными банками не станет мягче, однако будет упрощен. В частности, для них планируется уменьшить количество обязательных нормативов, облегчив требования по раскрытию информации. Но при этом такие банки смогут функционировать лишь в в рамках конкретных регионов и лишатся права, например, осуществлять трансграничные операции. Правда в подготовленном перечне их прав и обязанностей имеются определенные неувязки, заметил Анатолий Аксаков. В частности, конкретизировал он, при сохранении требования по минимальному капиталу в 300 млн руб. объем активов предполагается ограничить 7 млрд руб. Тогда как, если капитал кредитной организации составляет 1 млрд руб., то, по действующим правилам, она может иметь активы в объеме до 10 млрд руб.
Территория или масштаб? Впрочем, здесь многие эксперты полагают необходимым несколько скорректировать ключевые подходы. В данном случае, как указал финансовый омбудсмен Павел Медведев, поставленный во главу угла территориальный принцип не представляется вполне оправданным. В том числе и потому, что на практике достаточно сложно ограничить деятельность конкретного банка рамками одного региона: скажем, если некое предприятие через банк перечислило средства своему контрагенту, те затем без труда могут быть переведены в какой-нибудь офшор. Очевидно, более правильно в подобных обстоятельствах было бы руководствоваться не территориальными границами, а масштабами самих банков. То есть следует вести речь именно о малых банках, которые недопустимо подвергать уничтожению, предъявляя им неподъемные требования. Аналогичный вариант ранее продвигала Ассоциация российских банков, напомнил Медведев. Причем, ответил он, вряд ли было бы правомерно смешивать упомянутые банки с микрофинансовыми организациями, которые являются весьма специфическими структурами.
Объединить малые банки с МФО невозможно также по причине разнящихся степеней рисков, подтвердил директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. И призвал сосредоточиться на давно назревшем формировании в России многоуровневой банковской системы, по примеру успешно действующей в США, за создание которой, к слову, он сам неоднократно выступал в последние годы. Соответствующие преобразования стали еще более актуальными на фоне активизированной регулятором "банковской чистки". Сейчас Центробанк порой отзывает по 2-3 банковские лицензии за неделю. Если дело и далее пойдет такими темпами, то вскоре в стране останутся одни госбанки, констатировал Солодков. Разумеется, согласился он, риски от деятельности малых банков несопоставимы с потенциальными системными угрозами со стороны крупных их собратьев. Но дабы исключить возможный негатив, наряду с адекватным надзором регулятора, также необходимо обеспечить и действенный контроль со стороны правоохранительных органов, резюмировал Солодков.
С конца 2014 г., когда регулятор активизировал расчистку банковского сектора, эксперты фиксируют и неизбежную его консолидацию. В 2015 г. регулятор отозвал лицензии у 93 банков и НКО. И за текущий год уже лишились лицензий 54 банка и 2 небанковские кредитные организации – это 7,6% от общего числа действовавших лицензий (733).
Впрочем, споры о том, как обеспечить развитие конкуренции между банками и, наряду с крупными, также сохранить небольшие кредитные организации, многие из которых подтвердили свою жизнеспособность в череде последних кризисных периодов, начались еще раньше, в связи с инициированным прежним главой Минфина Алексеем Кудриным поэтапным повышением минимального банковского капитала. В последний раз, с 2016 г., планка была поднята до 300 млн руб.
И теперь, похоже, за малыми банками также готовы признать право на жизнь. При этом в последующих дискуссиях экспертам и участникам рынка, очевидно, еще предстоит определить наиболее оптимальную модель будущих преобразований, для практической отработки которых предусмотрен двухлетний переходный период.
Наталья Приходко