Китайский импорт сырой нефти, угля и природного газа замедлился в июне, и это нарушает все планы производителей, которые надеялись на спрос со стороны крупнейшего в мире потребителя энергии.
Эксперты часто называют Китай тем фактором, который позволит справиться с глобальными излишками энергоносителей. Но этот двигатель мировой энергетики, кажется, сломался.
В прошлом месяце Китай импортировал около 7,35 млн баррелей в сутки, это самые медленные темпы с января. Поставки угля упали на 2,5%, а импорт природного газа сократился более чем на 13%.
Июльские данные отражают слабый экономический рост во второй по величине экономике мира, и это контрастирует с ростом импорта энергоносителей в течение первых шести месяцев, что, кстати, усиливало поддержку мировых цен на нефть.
В течение этого периода объемы покупки сырой нефти Китаем выросли на 14%, угля – на 8,2%, так как местные пользователи энергоносителей предпочли использовать более дешевую энергию на фоне снижения производства локальными поставщиками. Поставки природного газа выросли на 23% в первой половине года.
Аналитики отмечают, что поддержка нефти за счет Китая ослабевает из-за высоких внутренних запасов и слабого спроса на нефтепродукты.
Стоимость Brent выросла почти на 90% по сравнению с 12-летними минимумами в январе, прежде чем рынок стал "медвежьим". Спотовые цены на природный газ в Юго-Восточной Азии выросли более чем на 40% по сравнению с минимумом в апреле. При этом цены на эти энергоносители примерно на 60% ниже, чем были два года назад. Уголь в австралийском порту Ньюкасл подорожал на 23% в этом году.
Хотя избыток добычи нефти в мире снижается, запасы слишком высоки, а риски возрождения бурения в США угрожают дальнейшей стабильности. В годы перепроизводства промышленно развитые страны создали запасы сырой нефти и нефтепродуктов на уровне 3 млрд баррелей, свидетельствуют данные Международного энергетического агентства.
Трейдеры пытаются продать нефть, находящуюся на борту танкеров еще с конца финансового кризиса 2008-2009 гг., но пока только копят ее.
Двузначный рост импорта в первой половине года не был устойчивым, поскольку реальное потребление почти не растет, а накопление запасов замедляется из-за заполнения хранилищ.
Потребление угля в Китае, скорее всего, упадет на 3,4% в этом году на фоне замедления производственной деятельности и усилий по переходу правительства на другие виды топлива.
В то же время властям придется стимулировать потребление газа, которое будет снижаться из-за сезонных факторов. В прошлом году для этих целей были снижены цены. III квартал традиционно является слабым с точки зрения спроса, но начиная с октября можно ждать сильного отскока.
Глобальные рынки газа останутся перенасыщенными до 2018 г., а спрос и предложение не будут выравниваться до 2021 г., так как мощности по сжижению и экспорту природного газа вырастут к этому времени на 45%.