О программе комплексного развития моногородов рассказывает в интервью Ирина Макиева, заместитель председателя правления ВЭБа, руководитель рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
- Недавно правительство анонсировало принятие программы комплексного развития моногородов. Какие основные задачи сейчас стоят перед государственными институтами, такими как Внешэкономбанк в рамках поддержки моногородов?
- Могу сказать о том, что Советом при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам определено 11 приоритетных направлений, одно из которых моногорода. Действительно моногорода это не сюжет сегодняшнего дня, это накопленные проблемы, которые в других странах решаются по 20, 30, 50 и более лет. Мы здесь не новички. Понятно, что старопромышленные города, они образовывались во всех странах по одному принципу. Соответственно это наследие, скорее всего прошлой эпохи. Мы должны эти проблемы решать, мы решали их и 5 лет назад, и вы помните эту ситуацию и с Тольятти, и с Пикалево. Все это было на слуху.
- Сейчас происходит перезагрузка отношений к данным городам, и именно поэтому правительством РФ определены моногорода в качестве приоритета. Какие основные задачи, что нам нужно решить для того, чтобы моногорода превратились в стерео?
Конечно это очень амбициозная задача, но перед нами поставлено, мы должны выполнить 4 показателя.
Первый показатель – мы должны к концу 18 года создать 230 тысяч новых рабочих мест, не связанных с градообразующими предприятиями. 230 тысяч это огромная цифра, очень амбициозная. Мы полагаем, что мы можем решить эту задачу, если будем активно вовлекать в экономику моногородов работу малого и среднего бизнеса. Только за счет них можно создать вот такое большое количество новых рабочих мест.
Вторая задача, которую мы перед собой ставим, это привлечь инвестиции на территорию моногорода, тоже показатели очень амбициозные, до конца 18 года этот показатель должен достичь 170 млрд рублей. Это тоже очень впечатляет.
Третье – это мы должны реализовать программу благоустройства городов, так называемые 5 шагов, о которых сейчас много говорят. Мы должны пройти эти 5 шагов благоустройства во всех 319 городах.
И, четвертое, к концу 19 года из списка 319, 18 городов из приставки моно должны превратиться наверное в приставку стерео. Это амбициозная задача, которую, мы считаем, мы можем вместе решить к концу 18 года.
- Что из себя представляет программа «5 шагов по благоустройству»?
- Мы знаем, что 5 шагов, это, как минимум, модернизация 5 объектов. 24-26 октября у нас будет проводиться семинар, съедутся все мэры моногородов, мы называем это для себя второй съезд мэров, на площадке корпоративного университета Сбербанка. 319 мэров приедут и будут обсуждать как они будут реализовывать эти 5 шагов.
На семинаре будет представлена концепция как мы идем, как мы благоустраиваем самое оживленное место, как мы благоустраиваем или устраиваем те места, где собирается молодежь, что мы делаем с заброшенным цехами, как их приводим в порядок для того, чтобы эти территории стали привлекательными.
- Что нужно изменить в сознании мэров моногородов?
- Сознание за 2 дня изменить невозможно, поэтому я думаю, что конечно пытаться следует, но тем не менее мы поясним, что мы видим под этими 5 шагами, а с другой стороны, мы хотим услышать обратную связь. Как видит ситуацию мэр, что нужно делать в этом городе для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
- Каковы дальнейшие подходы к решению проблем моногородов? Как можно изменить образ жизни горожан моногородов?
- Я бы разбила ответ на 2 части. Во-первых, я согласна с вами абсолютно в том, что наши люди не хотят уезжать их тех городов, в которых родились. Скорее мы должны наверное создавать условия для того, что если молодежи не комфортно, тогда дать возможность чтобы молодежь могла себя попробовать в более крупном городе.
Тем не менее, я считаю, что главная наша задача заключается в том, чтобы создать такие условия, чтобы из этого города не захотелось уезжать не только родителям, но и ребенку. И мы для себя эту задачу видим, мы создали рабочую группу по моногородам, у нас достаточно много структур, которые занимаются этой темой, мы потом пару минут уделим этому внимание.
Во-вторых, наша общая задача заключается в том, чтобы сделать жизнь граждан на этой территории лучше. А дальше уже сам гражданин, сам житель этого города сделает выбор уезжать ему, либо оставаться.
Задача в том, что необходимо предоставить рабочее место, обеспечить стабильный заработок, и наверное улучшить то состояние или качество городской среды, в которой он живет. Поэтому мы должны сосредоточиться, основная цель до конца 18 года это решение последовательно вот этих 4 задач, о которых я говорила ранее.
- Вы в самом начале сказали, что рассчитываете на инвестиции малого и среднего бизнеса, тем не менее как вы оцениваете на поддержку и ответственность крупного бизнеса и на прямые иностранные инвестиции?
- Во – первых, идут ли крупные компании в моногорода? Да, идут. Идут новые крупные компании.
Во – вторых, это ответственность крупных компаний, моногорода, в которых является их точкой присутствия. Например «СУЭК» активно участвует в поддержке моногородов, где открыты его предприятия. Более того, сам работает над тем, чтобы модернизировать и свои предприятия и привлечь стороннего инвестора. Руководство «СУЭКа» проявляет высокую ответственность. Конечно мы приветствуем такую позицию и работаем вместе.
В- третьих, по поводу привлечения зарубежных инвесторов. Иностранные инвестиции конечно они идут меньше, чем хотелось бы. У нас есть точечные проекты, куда идут иностранные инвесторы. В первую очередь инвесторы из Китая проявляют внимание конечно к моногородам Дальнего Востока. Пока осторожно зондируют почву идти ли туда. Но если говорить про инвестиционный климат и про привлекательность территорий дальневосточных или территорий средней России по моногородам, то привлекательность абсолютно одинакова. Сейчас есть такой инструмент, и я думаю, что мы в ближайшее время как можно более широкий круг моногородов этот инструмент распространим, это создание территорий опережающего развития.
- Какова выгода для бизнеса? Что заставляет бизнес совершать такие инвестиции?
- Существует отличный инструмент. Льготы по налогу на прибыль, на имущество, на землю. Инвестор туда идет, кстати не из-за этих налоговых платежей, страховые взносы, вернее взносы в страховой фонд практически в 4 раза меньше, чем на других территориях.
Я бы, как работодатель, конечно я бы в первую очередь открыла свой бизнес на территории моногорода. Сейчас таких 9 площадок в России, и я думаю, что к концу года этот процесс будет запущен более активно. Более того, с 1 января 2017 года города 2-й и 3-й категорий имеют право заявки на территории опережающего развития.
- Моногорода могут быть точками экономического роста, или это своего рода социальная ответственность государства?
- Ну здесь я с вами не соглашусь. Моногород это не город, в котором не хочется жить или хочется уезжать, это город, который зависит от деятельности одного предприятия. То есть, это не синоним плохого, заброшенного, неухоженного. Это город, где одно крупное предприятие, которое зависит от внешних рынков и наша задача заключается в том, чтобы снизить риски от деятельности этого градообразующего предприятия.
Поэтому, моногород может и должен стать точкой экономического роста. Я думаю, что как минимум 18 городов к 2018 году, ну мы конечно это как минимум ставим для себя задачу, я думаю, что более чем 18 городов к 18 году станут городами с устойчивой экономикой.
- На какие примеры вы ориентировались при разработке стратегии развития моногородов?
- Ну можно сказать и о положительных примерах. Реализация самых успешных проектов занимала 20-30 лет, по итогам реализации действительно изменялся. Мы этой тематикой занимаемся только 7-й год, и у нас амбициозные задачи еще 2-3-летки. Таким образом, мы полагаем, что за 10 лет мы сделаем то, что за рубежом сделано за 20.
- Какие институты, инструменты, помимо Внешэкономбанка, занимаются реализацией данной работы и в какие сроки можно будет видеть результаты?
- Ну я бы хотела вернуться к началу нашего беседы, когда мы говорили о том, почему сейчас запускается программа модернизации моногородов. Потому что это вопрос не сегодняшнего дня. Тем не менее такой вопрос вы задали. В чем отличается принципиально наша работа 6 лет назад и та работа, которая запускается сейчас? Помимо инструментов финансовой поддержки, которые у нас предлагается через Фонд развития моногородов на строительство инженерной инфраструктуры, на поддержку инвестиционных проектов.
Мы полагаем, что и из других государственных программ, и из других национальных приоритетов, которые обозначены эти 11 приоритетов, о которых я в начале говорила, мы сможем нанизать ту линейку поддержки, которая для данного моногорода будет существенна. То есть, мы полагаем, что мероприятий модернизации города мы сможем отразить в других государственных программах. Тем самым мы синхронизируем не только наши действия, но и все финансовые ресурсы. А это для площадки города очень ощутимо.