InvestFuture

Экономические причины госпереворота в Венесуэле

Прочитали: 518

Затяжной кризис в Венесуэле привел к импичменту президента Николаса Мадуро. Экономика латиноамериканской страны, богатой нефтью, не выдержала серьезного снижения цен на углеводороды, а власти потеряли контроль над ситуацией.

Политический кризис был логичным следствием жесточайшего экономического и социального кризиса. ВВП, как ожидается, в 2016 г. упадет на 10%. Такими же темпами будет падать промышленное производство, а инфляция превысит 700%.

На фоне экономических проблем в стране наблюдается острый дефицит продуктов питания, лекарств и товаров первой необходимости.

Ситуация сильно ухудшилась в 2014 г., когда рухнули цены на нефть, и сторонники Мадуро привычно винят во всем именно этот фактор, а заодно и Америку, но в реальности экономические проблемы начались задолго до последнего нефтяного кризиса.

Нефть и ничего кроме нефти Доходы от экспорта нефти составляют 95% всех экспортных доходов Венесуэлы, а также 25% внутреннего валового продукта.

Совершенно ясно, что после падения цен с более чем $100 за баррель в 2014 г. до $30 в начале 2016 г. поток валюты и доходов резко сократился. И даже восстановление до $50 никак не спасает ситуацию.

У Каракаса, долгие годы пользующегося нефтяным изобилием, просто нет денег для финансирования расходов, так же как нет достаточного объема валюты для закупки товаров и лекарств. Оптимизация бюджета в части расходов могла бы смягчить последствия, но необходима полная трансформация экономики.

Само по себе падение цен на нефть было опасным, в 2008-2009 гг. рынок также сильно падал, но он быстро восстановился. В Венесуэле надеялись, что так произойдет и на этот раз, а дыры в бюджете латали с помощью наращивания долга. Вот только теперь обслуживать долг также стало невозможно: в октябре Венесуэла должна выплатить $1,4 млрд, а еще $2,8 млрд необходимо погасить в ноябре.

Возглавляемое Мадуро правительство гордится тем, что ни разу не пропустило выплаты по долгам. Власти не скрывают, что обслуживание долговых обязательств для них важнее, чем другие назревшие потребности, включая импорт продовольствия. Именно за счет этого удавалось уходить от дефолта и успешно размещать облигации.

Впрочем, проблема с доходами от нефти началась более 30 лет назад. Иностранные компании в Венесуэле начали работать еще в начале XX века, когда здесь были открыты первые крупные нефтяные месторождения, и это продолжалось несколько десятилетий.

Все закончилось в 1970-х гг., когда власти решили не продлевать действия концессии с компаниями после 1983 г. Грубо говоря, иностранные компании полностью теряли право добывать нефть в стране, а значит и вкладывать в развитие здесь не имело никакого смысла.

После этого сократились инвестиции, упала добыча и доходы. А после обвала рынка нефти в 80-х гг. Венесуэла вовсе потеряла позиции самой богатой страны в Латинской Америке и так и не смогла восстановиться.

Неудачные реформы и годы неэффективности Необходимо отметить, что экономические кризисы и сопутствующие проблемы преследовали Венесуэлу в последние 30 лет почти постоянно, но ни один из президентов не смог с ними справиться. Фактически лидеры Венесуэлы просто латали дыры, а все хорошие и перспективные инициативы были похоронены из-за коррупции и неэффективного управления.

Карлос Перес

При этом в 70-х гг. перспективы у страны были очень хорошими, когда президентом стал Карлос Перес. В тот момент цены на нефть росли, а дополнительная национализация железорудных компаний, нефтяной промышленности и железных дорог позволила увеличить доходы правительства в несколько раз.

И эти средства на первых этапах активно вкладывались в экономику, инфраструктурные проекты и социальные программы. Именно тогда росло влияние Венесуэлы в мире.

Но к концу первого срока Переса стало ясно, что амбициозные проекты не дают отдачи, а обвинения в коррупции звучали все чаще.

Кроме того, многие жители страны стали понимать, что необходимо развивать собственное сельское хозяйство, которое находилось в стагнации, а не закупать до 80% продуктов питания за границей. Также в этот период активно рос государственный долг.

Луис Кампинс

На смену Пересу в 1979 г. пришел Луис Кампинс, который значительно увеличил государственные расходы и продолжил наращивать долг на фоне растущих цен.

Впрочем, цены начали снижаться уже в 1982 г., а кризис усилился.

Средства, предназначенные для инвестиций, правительство использовало для текущих расходов.

За счет этого было спровоцировано бегство капитала и девальвация боливара.

Хайме Лусинчи

Хайме Лусинчи, занявший кресло президента в 1984-1989 гг., ввел режим жесткой экономии, стараясь стабилизировать экономику, но только усилил девальвацию валюты, ускорил темпы роста инфляции и способствовал распространению коррупции.

На этом фоне к власти вернулся Перес, и многие связывали с ним надежды на экономическое восстановление. Несмотря на ярую критику международных финансовых институтов, таких как МВФ и Всемирный банк, он начал проводить либеральную экономическую политику под названием "Вашингтонский консенсус". Она заключалась в привлечении кредита МВФ в размере $4,5 млрд в обмен на непопулярные экономические и социальные реформы.

Поскольку это сильно отличалось от предвыборных обещаний, в стране в 1992 г. вспыхнули массовые акции протеста, которые были жестоко подавлены, а позже в 1993 г. Перес был обвинен в коррупции и отстранен от должности.

Исполняющим обязанности президента в течение одного года был Рамон Веласкес, который запомнился как президент, при котором произошел крах Banco Latino и вывоз огромных сумм из страны, а также был введен налог на добавленную стоимость.

Рафаэль Родригес

На место Переса пришел Рафаэль Родригес, который уже был во главе страны в 1969-1974 гг.

Он начал новые реформы для достижения стабильности и снижения инфляции под названием "Венесуэльская повестка дня" (Venezuela Agenda).

Ему также пришлось прибегнуть к помощи МВФ, что привело к приватизации госимущества и очередной девальвации боливара, а также новым протестам населения.

Кроме того, в этот период обанкротились порядка 70 тыс. компаний в стране, выросло число бедных, а кризис только усиливался на фоне снижения цен на нефть.

Уго Чавес

Преемником Родригеса стал Уго Чавес, правивший страной целых 14 лет. При этом поддержку населения получить было достаточно просто за счет типичных обещаний социалистов: доступные медицинские услуги, продукты питания, образование и жилье. Вот только бороться с бедностью Чавес хотел только с помощью доходов от нефти, то есть ничего в структуре экономики не поменялось, хотя это и не требовалось, ведь цены росли.

И до 2014 г. боливарианский эксперимент Чавеса шел неплохо. С 2004 г. – после того как правительство Чавеса получило контроль над нефтяной промышленностью – реальный доход на душу населения рос более чем на 2% в год. До этого в течение 20 лет ВВП на душу населения только снижался в среднем на 1,2%. Кроме того, снизился уровень бедности на 49% и крайней нищеты на 63%, и это только по денежному доходу. Число людей старше 60 лет, получающих государственные пенсии, выросло в три раза, а миллионы венесуэльцев получили доступ к медицинскому обслуживанию и образованию.

Именно за счет этих успехов Объединенная социалистическая партия Венесуэлы в декабре 2015 смогла набрать 41% голосов на выборах в парламент, несмотря на серьезную нехватку потребительских товаров, 180%-ю инфляцию и глубокий экономический спад.

Но в ходе своего правления команданте Чавес переписал конституцию и ряд законов, усилив не только роль государства в экономике, но и наделив президента дополнительными полномочиями в управлении страной. В результате большинство крупных предприятий оказались в руках государства, но без эффективного собственника их пришлось субсидировать, что негативно отражалось на бюджете и раскручивало инфляцию.

И четкая социалистическая направленность экономической политики не позволяла развиваться бизнесу. В результате в 2002 г. в стране прошла неудачная попытка госпереворота, после которой капитал и специалисты из различных областей просто стали массово покидать страну.

В 2003 г. были введены ограничения на движение капитала, а в 2005 г. они были усилены, когда доллары были запрещены к продаже физическим лицам, но особо ситуацию это не исправило, лишь породило черный рынок, который со временем разросся до огромных масштабов. При этом компании стали еще активнее выводить средств из Венесуэлы, используя различные схемы. Запрет на покупку валюты действовал вплоть до 2015 г., но его отмена никак не повлияла на черный рынок, так как разница между официальным и "черным" курсом достигала нескольких десятков раз.

Раскручивание инфляции привело к тому, что Каракас начал печатать деньги за рубежом, поскольку в стране не хватало для этого бумаги и мощностей, а ввозили национальную валюту самолетами.

На фоне глубокого структурного экономического, социального и политического кризиса никто не боролся с коррупцией, потери от которой также оцениваются в 10-15% ВВП ежегодно.

Как видно, в последние годы ни один президент Венесуэлы не был по-настоящему успешным, а о снижении зависимости от нефтяных доходов вообще никто не думал. После выдворения иностранных нефтяных компаний еще в 70-х гг. прошлого века страна жила исключительно в ритме нефтяного рынка, но ни один из правителей не сделал попытки это изменить.

Ну а последние 15 лет наглядно показали, что идеи социализма не могут работать в отрыве от мировых рынков, особенно если страна не может обеспечить себя продовольствием.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Экономические причины

Поделитесь с друзьями: