О новой методике расчета оценки стоимости жилья, динамике роста тарифов естественных монополий и реализации парижского соглашения по энергоэффективности рассказал в интервью Николай Подгузов, заместитель министра экономического развития.
- В чем заключается новая методика оценки жилья, которая начала действовать с начала ноября?
- Несколько лет назад мы перешли на исчисление налога на недвижимость, исходя из кадастровой стоимости, которая должна быть приближена к рыночной стоимости недвижимости.
Соответственно для того, чтобы оценить эту кадастровую стоимость, в первую очередь необходимо сформировать правильные характеристики объектов. Новая методика направлена на то, чтобы количество характеристик объекта стало большим, чтобы факторы, которые принимаются в расчет кадастровой стоимости стали более полно учитывать и местоположение объекта, его подсоединение к инфраструктуре, качество здания, может быть экологические какие-то аспекты.
Все это даст более корректное определение кадастровой стоимости, как следствие меньшее количество оспариваний, и с 1 ноября эта методика будет применяться. Необходимо отметить, что методика прошла апробацию в ряде регионов Российской Федерации - это Москва, Нижегородская область, Красноярский край. По итогам она была обсуждена с оценочным сообществом, доработана и сегодня она вступает в силу.
Понимая, что эта отрасль достаточно непростая с точки зрения чувствительности и определения налога, и наверное это единственная область, где между получателем налога и плательщиком налога стоит частный оценщик.
Мы приняли закон в весеннюю сессию, который переводит функцию определения кадастровой стоимости на государственные бюджетные учреждения, которые будут создаваться в каждом регионе.
Поэтому, мы нашу принятую методику модифицируем для применения государственными бюджетными учреждениями. Она также сейчас проходит общественное обсуждение, дорабатывается и мы надеемся в начале следующего года ее принять.
- Как в правительстве оценивают возможный рост тарифов на следующий год с точки зрения озвученных прогнозов по темпам инфляции? Какие основные показатели будут закладываться в документы регулирующие тарифообразование? Каковы возможные отклонения от прогнозов?
- Сформулированные нами предложения по тарифам для естественных монополий на следующий год являются составной частью бюджета, поэтому очевидно, что они будут выдерживаться, как они выдерживались в прошлые годы.
Если говорить о конкретных цифрах, то на газ – это 3,9% в 17-м году, на электроэнергию, на железнодорожные перевозки – это в районе 4%. Но здесь мы смотрим на этот вопрос не то, чтобы по-разному с денежными властями, но все-таки мы смотрим в экономическую суть в том плане, что тариф – это в том числе источник формирования издержек для широкой экономики, и предсказуемая политика в данной сфере, она в том числе позволяет повышать конкурентоспособность нашей экономики.
В данном случае, крайне важным является переход на долгосрочное тарифообразование, чтобы правила игры для компаний устанавливались надолго.
Согласно нашим представлениям о том, как это должно работать, тарифы должны все-таки устанавливаться на срок 5 и более лет. В настоящем прогнозе мы установили их на 3 года, но считаем, что надо постепенно двигаться к более долгосрочным параметрам тарифообразования.
Еще одним важным моментом является то, что за этот тариф делают инфраструктурные компании. Крайне важно, чтобы эти средства в первую очередь направлялись на обновления и поддержание инфраструктуры, не на новые инвестиционные проекты, для которых могут быть определены другие нетарифные источники, а именно на обновление и поддержание инфраструктуры.
Например, если мы проанализируем ситуацию с 2000 по 2015 год, тарифы на газ выросли в 10 раз, тарифы на железнодорожные перевозки тоже порядка 10 раз, на воду и тепло – более 20 раз. Инфляция за этот период составила 500%. Но степень обновления инфраструктуры в воде и тепле, например он составлял всего 1-2% и общий износ основных фондов только ухудшился. Сейчас этот параметр близок к 70%.
В таких условиях, необходимо менять здесь правила игры, устанавливать долгосрочные предсказуемые параметры таким образом, чтобы инвестиции в первую очередь от тарифной составляющей шли на обновление инфраструктуры. Мы сейчас пытаемся предметно складывать проекты пилотные в области воды, в области тепла. Проводится очень серьезная работа как с инвесторами, так и с руководством регионов. Инвестору нужны длинные, понятные и прозрачные правила игры, обязательства региона и выдерживание со стороны государства тех параметров долгосрочного тарифного регулирования, которое мы будем вводить.
- Совсем скоро, 4 ноября вступает в силу парижское соглашение по энергоэффективности, подписанное более чем 70 странами, в том числе и Россией. Энергоэффективность может стать одной из точек роста российской экономики. В чем интерес России, какие ставятся цели и задачи?
- Безусловно, вы упомянули вступление в силу парижского соглашения, и на самом деле очень быстрое вступление в силу, если учитывать то, что только в конце декабря 2015 года это соглашение было подписано в Париже. Практически за год почти 80 стран ратифицировали данное соглашение.
Если говорить о том, какие обязательства в рамках этого парижского соглашения возникают, обязательства сугубо добровольные. Страны ограничивают и берут на себя обязательства по выбору супарниковых газов и поддержанию их до определенного уровня к 30-му году.
Что касается Российской Федерации, то мы взяли на себя обязательства к 30-му году не превысить уровень 75% выбросов 90-го года. На самом деле это обязательство вполне комфортное, потому что последние данные выбросов, которые у нас есть, это 56% с 90-го года. Поэтому, необходимости срочно принимать какие-то экстренные жёсткие меры у нас нет. Тем более, что у нас в методологии расчеты этих выбросов должна учитываться поглощающая способность лесов, Россия в этом плане обладает очень серьезными богатствами.
Крайне важно понимать, что вопрос парниковых газов, это в том числе и вопрос повышения энергоэффективности нашей экономики, снижение энергоемкости ВВП. В этом плане конечно же мы видим, что работа над повышением энергоэффективности должна как бы коррелировать с повышением конкурентоспособности российской экономики и в этой связи мы считаем, что сейчас необходимо сконцентрироваться на этих вопросах.
Мы можем существенно повысить энергоэффективность в вопросах выработки электроэнергии, в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, в экономике зданий. Для этого всего осмысления и движения по этому пути, нам необходимо принять новую редакцию государственной программы энергоэффективности.
В настоящее время, Министерство экономики работает над концепцией этой программы. Надеемся, что в 17-м году мы примем эту программу. Конечно же нам очень важно создать центр компетенции энергоэффективных проектов, внедрять параметры энергоэффективности в параметры проектов, которые государство поддерживает.
Наверное, нам очень важно иметь соответствующие инструменты поддержки, в первую очередь банковские продукты, которые будут стимулировать реализацию такого рода проектов.
Для модернизации нашей экономики необходимо осуществлять инвестиций приблизительным объемом около 100 млрд евро до 2020 года, что составляет около 2-3% от общих инвестиций нашей страны.
Мы считаем, что это вполне посильная задача. Тем более, что проекты по энергоэффективности окупаемые. Другое дело, что срок окупаемости этих инвестиций возможно несколько длиннее, чем стандартные коммерческие проекты, поэтому конечно в первую очередь это задача для Банка Развития.
Наши коллеги во Внешэкономбанке нас хорошо понимают и поддерживают. Мы надеемся, что в партнерстве с ВЭБом мы по пути решения этой задачи тоже будем продвигаться.
- На какие инвестиции вы рассчитываете, на иностранные инвестиции или на российские?
- Я думаю, что и российские компании, с которыми мы сейчас ведем активный диалог в этой сфере нас поддерживают и имеют такого рода проекты. Но кроме того, вот с учетом парижского соглашения и т.д. международные финансовые институты также с большой охотой поддерживают такого рода проекты. На самом деле очень хороший инструмент для привлечения иностранных инвестиций, может быть от международных финансовых организаций, а затем и вот эта культура инвестиций наверное и от частных может распространиться таким образом на такого рода проекты. Я думаю, что привлечение иностранных инвестиций это вполне реальная задача.