О влиянии санкций на экономику России, альтернативном кредитовании, политике ФРС США, перспективах рынка нефти и другом рассказал в интервью Габриель Ди Белла, глава постоянного представительства МВФ в России.
- Недавно вы сказали, что санкции, введенные против России, на самом деле стимулируют российскую экономику. Что вы имели в виду?
- Все это было сказано в рамках презентации, с которой я выступал накануне утром (2 ноября – прим ред.). Вопрос был задан следующий. Как влияют на Россию санкции? Я ответил, что вопрос весьма непростой. Довольно трудно точно оценить их влияние. Единственное, что мы можем сделать - это посмотреть на влияние санкций в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В краткосрочной перспективе, как мы видим, санкции оказали влияние на российскую экономику в последнем квартале 2014 и в первом квартале 2015 годов. Но затем краткосрочное влияние санкций постепенно сошло на нет.
Сейчас, как вы знаете, некоторые компании в финансовом и энергетическом секторах продолжают находиться под санкциями. И гораздо сложнее сказать, какой эффект возымеет ограничения на этих компаниях и на их доступ к рынку в долгосрочной перспективе. Очевидно, с одной стороны, это действие не может быть положительным. Однако, с другой стороны, и, по-видимому, именно эту мысль и подхватили СМИ, чем дольше сохраняются санкции, тем больше будет стимулов для России искать альтернативные пути. Это нормальное явление, естественный процесс адаптации.
- Поднимая вопрос об альтернативном финансировании, где оно дешевле в Азии или на Западе?
- Мы живем в условиях глобализированного рынка. Так что вряд ли вы найдете большую разницу в условиях финансирования в тех или иных странах. Но вообще, если говорить шире, не только о финансировании, то, думаю, процесс адаптации займет немало времени. Невозможно очень быстро адаптироваться к санкциям. Так что в этом смысле, еще раз скажу, это длительный процесс, нужно подождать.
- Как вы думаете, политика и выборы в США повлияют на решении об изменении ставки Федеральной резервной системой?
- Нам представляется, что решения в ФРС принимаются независимо от политики. ФРС независимая организация и имеет соответствующую репутацию.
- Может ли, ФРС поменять ставку в самом конце президентской гонки?
- ФРС принимает решения, исходя их ситуации на рынке, экономических показателей. Все это они оценивают.
- В ФРС совершенно не обращают внимания на политическую ситуацию?
- Мне кажется, что этот вопрос лучше адресовать самой ФРС. Мы исходим из того, что Федрезерв принимает свои решения независимо и опирается при этом на экономическую ситуацию.
- Как выборы в США могут повлиять на экономику России?
- В последнем выпуске перспектив экономического развития МВФ, опубликованном в октябре, целая глава, вторая глава, посвящена торговле. Если посмотреть на обсуждения, которые ведутся в контексте выборов в США, и даже не только в США, но и в других странах, то мы увидим, что сейчас распространяются протекционистские настроения, то есть тенденция защищать внутренний рынок.
Такая тенденция действительно существует. И эта тенденция создает риски для мировой экономики, ставит под угрозу глобальный рост.
В этой связи мы считаем, и об этом четко говорится в нашем исследовании перспектив мировой экономики, что политики западных стран должны лучше разъяснить, в чем выражаются плюсы глобализации.
Кроме того, им необходимо проводить на национальном уровне такую политику, которая учитывает распределительный эффект свободной торговли. С тем, чтобы блага от свободной торговли были доступны всему населению.
- Имеет ли значение для российской экономики, кто победит на выборах в США - Трамп или Клинтон?
- Опять же, я не принадлежу ни к какому лагерю, поэтому и не могу сказать, как победа того или иного кандидата отразится.
- Вы не американец?
- Нет. Я не американец. Но это и не важно. Ведь я работаю в МВФ, международной организации. Но я хочу еще раз подчеркнуть и обратить свое внимание на то, что глобальная экономика в целом сталкивается с риском движения в сторону политики протекционизма. Это имеет весьма негативное значение для глобального роста и, безусловно, может иметь последствия для России. Так что нужно этого риска избежать.
- Результаты выборов, когда мы узнаем имя нового президента, повлияют они на решения Федрезерва?
- Как я уже сказал, у меня нет никаких оснований так считать. ФРС независимый центральный банк. И он проводит свою политику вне зависимости от политической конъюнктуры.
- Изменит ли Федрезерв ставку в этом году?
- К выходу этой программы в эфир мы будем знать решение ФРС. Консенсус прогноз говорит, что пока ставка меняться не будет. Однако, велика вероятность того, что она будет повышена по итогам следующего заседания. По нашей оценке, приведенной в последнем выпуске перспектив мирового экономического развития, ожидается нормализация денежно-кредитной политики. Как указано в обзоре, мы предполагаем, что процесс нормализации начнется в 2017-м, то есть в следующем году.
- Замечаете ли вы рост уровня инфляции в США в связи с мягкой денежно-кредитной политикой?
- Нет, на самом деле мы видим, что инфляция остается на низком уровне.
- Ниже двух процентов?
- Да.
- Но говорят, что ее уровень немного растет.
- Да, конечно, инфляция немного растет. Это как раз один из тех вопросов, которым ФРС уделяет большое внимание. А также тому, насколько силен рынок труда, инвестиции. В ФРС изучают множество различных показателей, прежде всего, думаю, они смотрят на дефлятор расходов на личное потребление.
- Как вы оцениваете, что глава банка Англии – Марк Карни – остается на своем посту?
- Что касается Brexit и его последствий для российской экономики, могу сказать, что есть два разных канала, по которым последующие события, связанные с Brexit, могут повлиять на Россию.
Первый канал – это торговля, прямые торговые связи между Великобританией и Россией. С этой точки зрения, воздействие не должно быть слишком сильным, потому что объем торговли не очень велик. Финансовое взаимодействие после введения санкций также ослабло.
Есть второй канал, через который Brexit может повлиять на Россию. Это его влияние на мировую экономику. До наступления Brexit мы рассматривали его возможное влияние, как довольно мощное. А именно негативное воздействие на настроения на рынках, снижение совокупного спроса, что, в свою очередь, могло бы подтолкнуть инвесторов в сторону более безопасных активов.
Все это вместе, вероятно, привело бы к падению цен на нефть, что напрямую отразилось бы и на России. Но этого не произошло. Так что, думаю, в будущем нам следует следить за развитием этого процесса. Тогда мы сможем оценить, реализуется ли риск воздействий через второй канал, или нет. В нашем базовом сценарии мы этот фактор не учитываем.
- Процесс выхода Великобритании из ЕС займет некоторое время?
- Да, наверное, так.
- Скорее всего, довольно длительный период. И влияние, которое он окажет, будет долгосрочным?
- Да, наверное, именно так.
- Какие прогнозы МВФ дает на грядущий год и на ближайшие пять лет относительно рынка нефти?
- Знаете, прогноз интересное слово. Мы ошибались в своих ожиданиях по ценам на нефть. Мы пытались предсказать стоимость нефти, но думаю, что это очень непростая задача.
Вы видите, что даже цены на фьючерсы сегодня не самый лучший показатель, чтобы понять, в каком направлении будут двигаться нефтяные котировки, потому что рынки подвергаются воздействию множества различных факторов. Сегодня мы видим, и это соотносится с ценами на фьючерсы, что цены на нефть постепенно восстанавливаются и достигнут отметки чуть выше 50 долларов к 21-му году.
Согласно нашему среднесрочному сценарию, это постепенное восстановление. Но опять же, следуя тенденциям на рынке фьючерсов, цены на нефть не поднимутся до того уровня, который мы наблюдали последние 10 лет.
- МВФ не хочет устанавливать какой-то порог? МВФ не хочет озвучить ожидаемого уровня цен?
- Нет, нет, вся эта информация находится в открытом доступе. Она постоянно меняется. В прогнозах МВФ заложено $43 за баррель в 2016 году. В следующем – $48. И $50 в среднесрочной перспективе.
- Могут ли опубликованные декларации украинских чиновников помешать выдаче очередного транша МФВ Украине? Как вы оцениваете перспективу погашения украинских еврооблигаций перед Россией?
- Прежде всего скажу, что у нас есть отдельная группа, которая занимается Украиной. Группа очень хорошо подготовлена. Полагаю, что вопрос об Украине следует задавать тем, кто с ней работает.
Что касается второго вопроса, который вы задали, вопроса еврооблигаций, то МВФ уже принял два решения. Они общедоступны. И я уверен, что вы с ними ознакомились. Первое касается возможности выдавать кредиты странам, у которых есть задолженность перед официальными кредиторами.
Таким образом страны с задолженностью могут получить доступ к ресурсам международных организаций вне зависимости от того, перед какой страной у них есть долг. Перед Россией, США, Канадой или Аргентиной.
С другой стороны, фонд заявил, что еврооблигации действительно представляют собой двусторонний долг. Поэтому необходимо провести добросовестные переговоры по урегулированию проблем этого долга. Повторю, что это общедоступная информация. И на этом остановлюсь.