InvestFuture

АСИ: инвестклимат зависит от региональных команд

Прочитали: 371

О проблемах привлечения инвестиций в регионы, оптимизации работы региональных команд и новых управленческих решениях рассказал в интервью Андрей Никитин, Генеральный директор Агентства стратегических инициатив.

- Какие вопросы региональной экономики обсудят на Госсовете? Что нужно регионам с точки зрения институциональных реформ?

- Вы знаете, когда в этом году был реализован национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, я напомню, что его делают предприниматели, даются оценки предпринимателей, появилась такая картина. Примерно 20 регионов у нас занимаются снятием институциональных барьеров, остальные не занимаются. А если и занимаются, то в гораздо меньшей степени. Владимир Путин на Петербургском Международном экономическом форуме озвучил эти результаты, он сказал, что нужен серьезный разговор, что мешает, почему это происходит, и так далее. На Госсовете этот серьезный разговор и произойдет по большому счету.

- Что произошло вот с того момента, когда мы последний раз обсуждали эту тему? На экономическом форуме в Сочи было озвучено о необходимости формировать управленческие команды. Вы уже подготовили определенную дорожную карту? Как это нужно выстраивать работу регионам?

- Мы провели совместно с профильными министерствами очень серьезный анализ того, как федеральное законодательство меняется благодаря национальной предпринимательской инициативе. Вы знаете как Россия очень сильно продвинулись по инвестиционному климату в мировых рейтингах. Как с точки зрения федеральных норм, как быстро можно заниматься реформой институтов. Как быстро можно подключаться к электросетям, газу, коммунальным сетям. Получать разного рода разрешения, оформлять землю, заниматься поддержкой малого бизнеса, сокращать контроль надзора, о чем сейчас очень многие говорят.

Порядка 12 тем мы взяли в работу и по сути сформировали некие целевые модели того, как регион в идеале должен эти процедуры и процессы исполнять. Причем, каждая целевая модель имеет и уровень территориальных органов федеральных органов власти, которые на месте находятся, и региональные, и муниципальные. То есть как это должно работать в команде и в идеальной системе.

Дальше мы с каждым регионом работали отдельно. В итоге получилась диаграмма, которая показала типичные проблемы, которые есть у регионов по этим целевым моделям.

Основная задача, которая стоит перед нами сегодня, во-первых, если это будет поддержано, одобрить эти целевые модели, и приступить к их реализации. Каждый регион в течение года или чуть большего времени должен будет изменить свои процедуры и процессы и привести их к близко идеальной модели.

Вся проделанная работа между Петербургским форумом и сегодняшним днем показала, что никаких причин, чтобы это сделать, кроме нежелания или неумения - не существует. То есть все изменения возможны.

Возможно сделать так, чтобы в стране получение разрешения на строительство занимало не более 100 с небольшим дней по всей стране. Чтобы подключение к газовым сетям занимало не более 2-3-х месяцев, а не 700 дней, как в отдельных регионах. Представляете, 700 дней – 2 года, это может занимать в регионах.

- Это бесплатно. Ну, это официальным путем, скажем так.

- Да, нет это платно. Предприниматель вынужден все равно платить и платить много. Даже если газовая труба проходит рядом с предприятием, предприниматель вынужден платить, как будто ее надо протянуть откуда-то из-за горизонта. В этом основной смысл. И собственно говоря, кроме желания никаких барьеров для того чтобы это сделать, не существует.

Есть один важный нюанс. Все эти вещи можно делать только проектным образом и создавая региональные управленческие команды. Потому что, я повторю, это и муниципальный, и федеральный, и региональный уровень. Губернатору нужно будет не просто говорить – «мэры у нас балбесы», или «федеральные чиновники, которые мне не подчиняются». Главное найти способ договориться со всеми и сделать так, чтобы все уровни власти работали на одну задачу.

- Как вы оцениваете за какой минимальный срок можно наладить эту работу в регионе и максимальный срок, который вы ставите в планах? Как быстро достигнут результат? Каковы максимальные горизонты?

- Я считаю, что большинство тех задач, которые сегодня обсуждаются, они могут быть решены в течение года. Для этого кроме желания, кроме определенной способности перетряхнуть устаревшие бюрократические регламенты, процедуры, поменять схемы управленческие внутри региона, для этого ничего не нужно.

- Для решения таких проблем нужна сильная региональная команда. Тем не менее, отмечается определенный кадровый голод в регионах. Как идет работа по подготовке кадров?

- Вы знаете, вот спасибо опять же Президенту, год назад он не на прошлом, а на позапрошлом Питерском Форуме дал поручение сформировать обучающую программу для региональных команд.

Мы совместно с РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) это сделали, представители 36 регионов уже такое обучение прошли. Примерно по 10 человек из каждого региона - это ключевые вице-губернаторы, мэры крупных городов и ключевые чиновники федеральные, то есть глава областной налоговой, может быть глава областного ФАСа, и так далее.

Они приехали и в течение года учились как раз таки тому, что сейчас модно называть словом «софт скиллс» (soft skills). Полученные навыки повышают умение работать в команде, умение ставить единые цели, умение работать по проектному принципу. И вы знаете, очень неплохое впечатление о себе оставили эти люди.

Я присутствовал на занятиях, и потом на экзаменах, был в приемной комиссии. Очень серьезный рост люди продемонстрировали, поняв, что решать проблемы региона она могут только вместе. Они перестали делить себя на муниципальных, региональных и каких-то злобных федеральных чиновников, у них сразу начало получаться.

Были просто выдающиеся истории. Например, 3 региона - Костромская, Владимирская и Ярославская область, они сделали единый проект, связанный с Золотым Кольцом и развитием внутреннего туризма. Они поняли, что им есть смысл развиваться как единому экономическому региону. И все свои экономические стратегии сделать так, чтобы бизнес вообще не чувствовал никаких изменений, переходя из одного региона в соседний регион.

- Какие-то сложные случаи, с точки зрения вот этих управленческих команд возникают в регионах? Какие есть примеры не понимания со стороны региональных чиновников?

- Ну, вы знаете. Сейчас уже почти не осталось таких чиновников, особенно на региональном уровне, которые так подходят. Все понимают, что меняется мир, меняется страна, и нужно меняться. А те, кто руководит с позиции «я то уже 20 лет», они скорее всего движутся в сторону пенсии.

Проблема другая. У нас в ряде регионов не существует понятной схемы взаимодействия между регионами и муниципалитетами, а огромное количество вопросов, которые задают бизнесу, он связан именно с муниципальным уровнем и с естественными монополиями.

Поэтому в эту команду должен входить и глава местной дочки «Газпрома» в том числе. Потому что, подключение к газовым сетям, безусловно это та часть работы, которую должны делать сами сети.

- Должны. А будет входить или только должен?

- Задача губернатора создать эффективно работающую команду. Мы видим, что, например, в Тюменской области, в Московской области эти вопросы решены или решаются. В Тюменской области подключиться к газу очень просто.

- Как раз такие успешные практики лягут в основу целевых моделей?

- Целевые модели они же не только теоретические построения. За каждой целевой моделью стоит какой-то регион, где это в принципе сделано. И есть понимание, что это сделать можно, это не противоречит нашей Конституции, нашему Законодательству. Поэтому Тюменская область, Московская область они стали донорами как раз практик по газу. Оказалось, что все возможно.

- Говоря о рейтинге Doing Business, есть перспективы продвижения вверх с точки зрения изменения этих регуляторных процедур? Потенциал исчерпан или еще возможно подниматься?

- Если организаторы рейтинга не будут каждый год менять свою методологию, как они это делают в последнее время неожиданно для всех. Поэтому, не должно быть ситуации у нас минимум по двум позициям. Мы не в сотне. Это стройка, это международная торговля.

Мы обязаны сделать так, чтобы Россия по всем показателям таких международных рейтингов, на которые ориентируются инвесторы, находилась как минимум на приемлемых позициях. Понятно, что мы не Сингапур, это не маленький город. У нас всегда будет довольно сложно выстроить идеальную процедуру по строительству, но это возможно. России нужно двигаться в рейтинге Doing Business, сокращая те позиции, где у нас сильное отставание. Это, прежде всего стройка и международная торговля.

- Относительно процессов строительства складывается ощущение, что не хватает кредитных ресурсов, а не проблема лежит в области управленческих решений. Складывается ощущение, что при снижении кредитной ставки все будет строиться, застраиваться вся страна. Как это выглядит изнутри?

- Вы знаете, вы абсолютно правы, если говорить о жилищном строительстве. Действительно, оно сдерживается, в первую очередь, вопросом ставки. Давайте представим ситуацию, что у нас будут низкие ставки, а проблемы с сетями останутся теми же самыми. Таким образом, появятся микрорайоны, которые построены в поле, где никто не понимает как они подключены к коммунальным сетям, где не построены детские сады и школы. Конечному потребителю такого не надо. Мы это пережили лет 5 назад, можно выехать за МКАД и увидеть подобные пейзажи.

Есть еще другая проблема, это промышленные предприятия. Настолько сложно забюрократизированная процедура. Мне кажется, что половина цехов, которые строятся на заводах, они там вообще непонятно как оформлены, потому что это оформить невозможно. Конечно эта проблема не носит массового характера, эту проблему обычные граждане не видят, когда это строится где-то за забором какого-то предприятия, но же все издержки. Это все деньги.

Мы с коллегами из Министерства промышленности ведем диалог, у них есть четкие цели, например, по созданию или воссозданию определенных отраслей по импортозамещению. Но если они ставят перед собой цель и финансируют эту работу, и поддерживают те предприятия, оно потом через 2 года подключается к газу или не может получить разрешение на строительство. Поэтому мы должны принимать решения и в таких вопросах.

Такие издержки очень легко посчитать, сколько теряет бизнес от бюрократии. Понятно, что есть вопросы макроэкономики, я в ней небольшой специалист, я не могу сказать, когда ставки должны быть снижены. Но я точно знаю, что прежде всего нужно убрать те издержки, которые не оправданы ничем. Вот просто ничем. Это главная задача, которую мы мы хотим обсудить.

Останавливаться нельзя, это только первые шаги. Бизнес нам не дает расслабиться.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
АСИ: инвестклимат

Поделитесь с друзьями: