О значимых аспектах Послания президента Федеральному Собранию, необходимости стратегии развития страны рассказал в программе «Курс дня» Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы при правительстве РФ.
- Какие основные аспекты Послания президента Федеральному Собранию? Что привлекло ваше внимание?
- Во-первых, понравилось, что президент честно обозначил наши проблемы. Он сказал, что нам грозит фактически застой. Что если мы не предпримем энергичные усилия для реформирования экономики. Для улучшения делового климата, то нам грозит длительные, близкие к нулю темпы роста, что создаст очень серьезные проблемы во всех сферах.
Во-вторых, мне понравилось то, что начал обсуждать проблемы экономики с того, что касается непосредственно человека, развития человеческого капитала. То есть это действительно должно быть главным приоритетом. Он начал со здравоохранения, с образования.
В-третьих – это то, что многие необходимые меры названы поименно, конкретно.
В-четвертых, что в конечном итоге не говорится, что мы будем проводить определенные мероприятия и все наладится.
Фактически предложено разработать стратегию развития экономики правительству совместно с деловыми ассоциациями. Я думаю, это правильный подход, потому что на самом деле главное – это создать условия для бизнеса, и, естественно, для этого нужно совместное сотрудничество правительства и бизнеса.
Не должна ставка делаться на то, что правительство организует определенные институты развития, которые решат все наши проблемы. Главное – это создание максимально благоприятных условий для инвестиций, для ведения бизнеса.
- Послание Федеральному Собранию дает определенные векторы развития, которые в последствии оформляются в определенный набор указов и распоряжений министерствам и ведомствам. Выход из ситуации, которую можно обозначить, как стагнация российской экономики – история непростая. Еще летом главы ЦБ и Минфина говорили о необходимости стратегии, и она нужна, как говориться вчера. Сейчас об этом было сказано, что к маю будет подготовлена эта стратегия. Вопрос первый – не поздно ли? В Послании не было обозначено четких желаемых целей развития. Можно говорить о какой-либо стратегии?
- Да назрела необходимость в новой стратегии давно. Фактически рост экономики стал замедляться с середины 2012 года. За это время мы ощутили влияние внешних негативных шоков - упали цены на нефть, были введены финансовые санкции. Стоит отдать должное президенту, он честно признался, что все-таки главное – это не внешние условия, а наша внутренняя проблема.
- Структурные проблемы.
- Да. Главная проблема состоит в том, что исчерпала себя модель роста, которая сформировалась в тучные годы, когда двигателем роста были растущие цены на нефть. Сейчас такая модель перестала работать, никто уже не ожидает, что опять начнут расти цены на нефть и можно будет ничего не делать, и экономика будет сама собой расти, как это было во второй половине 2000 –х и в начале 2010-х годов.
Поэтому требуются непросто какие-то отдельные меры, требуется построение новой модели экономического роста. Это очень трудная задача. Наверное, мы, действительно, потеряли некоторые время. Нужно было заняться этим раньше. Я думаю, что отвлекли от этого геополитические проблемы.
В настоящее время построением новой стратегии занимаются сразу на нескольких площадках. Этим занимается и правительство, прежде всего, министерство экономического развития, которое всегда готовит какие-то программы и стратегии. Этим занимается ЦСР, какие-то другие группы в рамках экспертного сообщества. Главное понимать, что стратегий у нас было уже много, и мы это делаем достаточно хорошо. Пишем часто красивые гладкие стратегии, очень впечатляющие, где ставятся очень высокие амбициозные цели. Но, к сожалению, не всегда все это реализуется.
- Некоторые даже до сих пор действуют, кстати говоря.
- Да, это правда. Сейчас президент поставил конкретную задачу достичь темпов роста не ниже мировых.
- Насколько выполнима такая задача? Несмотря на всю четкость формулировки не позднее мая будущего года разработать примерный план, который рассчитан будет до 25-го года. Реализация его позволит уже на рубеже 2019-20 года выйти на темпы экономического роста выше мировых. Не знаем, какие будут темпы роста мирового. Мы не знаем, насколько могут быть наши темпы выше этого темпа мирового. По этим вопросам существует несколько мнений. Кто-то говорит, что российская экономика может расти на 5% и даже на 10%. Кто-то поговаривает, что нормальные темпы роста для российской экономики – это не больше 1%. На последнем экономическом форуме слышали такое предложение от деловых кругов - если темпы мировой экономики роста будут почти нулевыми, то, может и процент роста будет для нас нормальный сегодня. Как вам кажется?
- На самом деле некоторый разброс мнений есть. Но все-таки не такой большой. Большинство прогнозов сходятся, что мировая экономика будет в ближайшее время расти, но порядка 3,5 % в год, но, может быть поменьше из-за проблем, которые могут возникнуть и в американской экономике и в китайской. Поменьше, но все равно рост будет порядка 3 %.
Про российскую экономику тоже почти консенсус. Все ожидают, что в ближайшие годы она будет расти между 1,5-2 %. То есть фактически это очень сложная задача расти не меньше, чем мировая экономика. Это требует, чтобы мы удвоили свои ожидаемые темпы роста.
- Говоря об инфляции, о важности той политики, которую проводят российские монетарные власти, таргетирование инфляции. Президент еще раз обозначил, что инфляция к концу следующего года может, действительно, достигнуть показателя 4 % целевого показателя. Как вы считаете насколько достижима цель в 4% по инфляции?
- Я думаю, что контроль над инфляцией – это один из серьезных успехов монетарных властей. В этом году, скорее всего, будет рекордно низкая инфляция. Самый минимальный уровень инфляции составлял 6,1 % декабрь к декабрю.
В этом году почти наверняка будет поменьше инфляция. В будущем году все ожидают, что она будет еще меньше.
В прогнозы не все верят, что инфляция будет ровно 4%. Большинство ожидают, что она будет существенно ниже, чем в этом году, и ниже 5-ти %, на уровне 4,5 - 5 % – это не так принципиально. Важно, чтобы инфляция была предсказуемой и управляемой, чтобы не было так, что в один год достигли 4%, а на следующий год уже 8%.
Например, если в один год 4%, в третий год 4,5%, а потом 3,5%, тогда средний показатель составит около 4%, то это означает, что проблему предсказуемо низкой инфляции мы в основном решили. Тем не менее, достижение низкого уровня инфляции не гарантирует бурного роста экономики. Это хорошие условия для роста, но дальше нужно еще много работать, чтобы она начала расти. Решать еще очень много проблем.
- Как вы считаете, снижая внутренний спрос и доводя инфляцию до 4%, мы способны будем привлекать иностранные инвестиции? Вопрос заключается в том, что, когда мы говорим об экспортно-ориентированной экономике, мы обычно это объясняем тем, что за рубежом есть основной спрос на нашу продукцию. А зачем иностранному инвестору идти сюда, если мы за счет снижения спроса боремся с высокой инфляцией. Будет ли здесь какой-то потенциал для них?
- Это не борьба с инфляцией. Это, инфляция – проявление проблемы. Наш спрос во многом зависит от цен на нефть. И, когда цены на нефть росли, вслед за ней рос внутренний спрос. И это было как раз главным локомотивом роста экономики во второй половине 2000-х годов. Примерно половина роста экономики определялось растущими ценами на нефть. Но теперь мы ехали под гору. Под гору можно ехать быстро и с удовольствием.
Теперь цены на нефть упали, все разворачивается обратно. Соответственно, тот выигрыш, который получили от высокой цены на нефть, он уходит. Тогда спрос рос, теперь спрос возвращается к прежнему уровню, который был до повышения цен на нефть.
Если мы будем пытаться жить так, как будто на дворе по-прежнему цены на нефть больше 100 долларов за баррель, то у экономики концы с концами никогда не сойдутся не в бюджете, не во внешней торговле. У нас будет дыра и там, и там, которая должна каким-то образом закрываться.
Такая ситуация пугает инвесторов. Они понимают, что рано или поздно подобные проблемы должны решаться либо за счет девальвации, либо за счет инфляции, либо за счет повышения налогов. Поэтому инвесторы в таких случаях говорят, мы подождем, пока у вас все успокоится. Вы найдете новое равновесие. Тогда придем.
Таким образом, сейчас нужно, как можно скорее, прийти к новому равновесию и обеспечить доверие инвесторов, без которого роста точно не будет.
- Президент в Послании указал на снижающиеся темпы кредитования, несмотря на предпринятые государством стимулы банковского сектора. Получается, деньги есть у банков, у предприятий и внутри российского бюджета, если правильно распределять средства. Это вопрос правильной настройки финансовой системы?
- Мне кажется, что это не вопрос тонкой настройки. Действительно есть деньги у банков и у предприятий. И действительно они не полностью сейчас инвестируют эти средства. Наличие количества средств, отдельных источников, где есть средства - это еще один успех этого года.
В России существенно снизился отток капитала. Значит, капитал остается здесь в гораздо большей мере, чем это было в прошлом году, и вообще все последние годы, но он все равно пока не инвестируется.
Я думаю, что проблема кроется в неопределенности. Для инвестирования, нужно понимать, куда будет двигаться экономика, с какой скоростью, какая будет проводиться политика.
В данном случае, снова возникает вопрос, который мы уже обсуждали, что была некоторая пауза в возникновении проблем и решения.
Сейчас должна появиться амбициозная программа, с одной стороны, и программа, которая будет увязывать все элементы экономической политики, вместе согласовывать между собой уже с другой стороны.
При этом, представители бизнеса и внешние инвесторы должны понимать, что это не просто мечты. Правительство и президент готовы выполнять программу и что действительно имеет реальные шансы быть приведенным в жизнь.
- Как вы можете объяснить часть Послания, которая затрагивает вопросы настройки налоговой системы? Ранее президент обещал не трогать налоги 4 года – это определенная стабильность для бизнеса. Многих взволновало слово «настройка» не синоним ли это изменения снова? Ведь можно формально не меняя налоговых ставок полностью изменить ситуацию, например как это произошло в нефтяной отрасли?
- Президент обещал не трогать налоговую систему даже не 4 года , а 6 лет. Президент в начале нынешнего президентского срока обещал не повышать налоги на не нефтяной бизнес. Он придерживается этой линии.
В последние годы меняли, немножко корректировали, настраивали налоги в нефтяной и газовой отраслях. Меняли акцизы для потребителей, но не основные налоги для бизнеса.
После выборов 2018-го года уже будут новые условия. По-видимому, действительно заново будет рассматриваться этот вопрос.
Не то, чтобы вся налоговая система будет заново выстраиваться, но видимо стоит ждать серьезных изменений. Поскольку это будет только с 19-го года, то пока начинается только обсуждение. Понятно, какие должны быть задачи.
Во-первых, желательно не переносить налоговую нагрузку с бизнеса на потребление, давать стимулы для развития.
Во-вторых, должна быть налоговая система конкурентоспособна. Потому что сейчас капитал очень мобилен. Он выбирает. В условиях глобализации из любой страны можно инвестировать в другую. Поэтому важное условие конкурентоспособности – это налоговые условия не хуже, чем у стран, с которыми мы конкурируем за капитал.
Еще одно важное условие – это стимулирование выхода из тени. Конечно, у нас здесь есть проблемы. У нас достаточно большой теневой сектор.
Налоги – это не главное и не единственный рычаг, которым можно решать эту проблему, но один из важных рычагов.