Удивленные и потрясенные победой Трампа союзники Америки надеются на лучшее, но одновременно с этим отчаянно гадают, что принесет им его президентство. Заявления Трампа в ходе предвыборной кампании были противоречивыми, скандальными и часто агрессивными.
Многие страны рассматривают продолжающийся более 70 лет "американский мир" (Pax Americana - послевоенная концепцию, в которой США выполняют роль хозяина, жандарма и главного банкира мира) как источник безопасности и процветания. Вероятность того, что избранный президент может отказаться от сложившейся системы союзов и правил, у многих вызывает нескрываемую озабоченность.
После выборов Трамп сделал ряд шагов, чтобы смягчить эту тревогу. Иностранные лидеры, которым удалось с ним пообщаться, утверждают, что в беседе он приветливый и чрезвычайно взвешенный.
Во время предвыборной кампании, к примеру, Трамп не раз намекал, что Япония должна либо платить Америке намного больше за предоставляемую ей защиту, либо строить собственный ядерный арсенал. Однако после встречи с избранным президентом 17 ноября воодушевленный японский премьер-министр Синдзо Абэ назвал Трампа лидером, с которым можно успешно работать и которому можно доверять.
Еще пару месяцев назад Трамп также называл НАТО "изжившей себя" организацией и прямо говорил, что Америка придет на помощь столкнувшемуся с угрозой члену организации лишь в том случае, если тот до этого справедливо оплачивал расходы.
Однако в ходе недавнего разговора с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом риторика Трампа резко изменилась. Теперь североатлантический военный блок, по его словам, имеет "неоценимо важную роль" в обеспечении мира и борьбе с международным терроризмом.
Лишь Германия, один из самых важных союзников Америки, публично выразила свою обеспокоенность по поводу нового главы Белого дома. Канцлер Ангела Меркель, перед тем как поговорить с Трампом по телефону, заявила, что Германия и Америка "связаны такими общими ценностями, как демократия, свобода и уважение закона". Только на этой основе две страны смогут успешно сотрудничать, подчеркнула она.
Ее выступление было интерпретировано как готовность Германии стать лидером западного мира, в случае если Трамп не будет придерживаться этих ценностей, отмечает британский журнал The Economist.
Взгляды Трампа на миропорядок были сформированы в 1980-х гг., считает Томас Райт из Брукингского института, и они довольно сильно отличаются от взглядов любого другого американского президента с момента окончания Второй мировой войны. "Он уверен, что многие страны превратили США в дойную корову с помощью невыгодных торговых соглашений и излишних обязательств по обеспечению безопасности", - говорит Райт.
Изучив публичные заявления Трампа за последние 30 лет, политолог заключил, что избранный президент полагает, что у Америки нет стратегических интересов в военном участии в Азии и сохранении армии в Европе. Что касается Ближнего Востока, то, по его мнению, Кувейт должен отдавать американцам четверть своих нефтяных доходов за свою безопасность, а Саудовская Аравия "вообще не существовала бы" как государство, если бы не американская защита.
Маловероятно, что будущая администрация воплотит в жизнь все самые громкие предвыборные обещания Трампа. Но взгляды избранного президента, тем не менее, сильно пугают союзников Америки, говорит Майк Грин из Американского центра стратегических и международных исследований. По его словам, проблема Трампа в том, что у него не было высококвалифицированных политических советников во время предвыборной кампании и большинство его международных инициатив "просто невыполнимы".
С 1970-х гг. американские президенты периодически выступали против так называемой "бесплатной езды" европейских союзников. Проблема обострилась в 1990-х гг. после окончания "холодной войны" и жестких бюджетных сокращений после финансового кризиса 2008 г. Однако утверждения, что на плечи американцев ложится 72% расходов НАТО, не совсем точны.
Эта цифра отражает присутствие Америки по всему миру, а не то, что она тратит на защиту Северной Атлантики. Но, несмотря на это, считает Столтенберг, подобный дисбаланс является неприемлемым.Так, Германия, которая имеет больше бюджетной свободы, чем любой другой член НАТО, тратит всего 1,2% ВВП на оборону.
Очень скоро союзники Америки смогут перестать гадать о последствиях президентства Трампа и начать иметь дело с реальностью. Они смогут оценить его как лидера на следующем саммите НАТО, который состоится весной, и встрече G7 ближайшим летом, если, конечно, он появится на них.
Существует вероятность того, что после всех скандальных заявлений во время предвыборной кампании Трамп перестанет интересоваться международной политикой. В этом случае значительная часть ответственности по работе с союзниками ляжет на плечи будущего министра обороны Джима Маттиса, будущего государственного секретаря Рекса Тиллерсона и конгрессменов-республиканцев, которые придерживаются более традиционных консервативных взглядов.
Вторая вероятность - появление новой доктрины Трампа, которая повергнет в глубокий шок всех союзников Америки. Все это указывают на то, как сильно Трамп отличается от всех своих предшественников и что никто - возможно, даже сам избранный президент - не знает, какой из двух вариантов станет реальностью.