Сторонники и противники Brexit не согласны друг с другом по многим вопросам, кроме одного: если Великобритания не сможет заключить торговое соглашение с ЕС, то она должна воспользоваться "вариантом ВТО".
Он подразумевает торговые взаимоотношения с внешним миром в соответствии с правилами, установленными Всемирной торговой организацией. В лагере сторонников Brexit с энтузиазмом поддерживают эту идею, среди противников выхода намного меньше оптимизма.
Но суровая реальность такова, что вариант ВТО трудно назвать альтернативным шагом. Кроме того, будет не так просто стать независимым членом ВТО.
Удивительно и то, что противники союза с Европой, у которых главным лозунгом в ходе агитационной кампании перед референдумом был "Голосуй за выход. Верни себе контроль", приветствуют вариант ВТО, отмечает журнал The Economist.
ВТО, без сомнения, глобальная организация. Однако замена одних неизбираемых и неконтролируемых чиновников в Брюсселе на других, но теперь уже в Женеве, выглядит как минимум странно. Члены ВТО находятся под властью режима "регулируемых споров", который позволяет странам вводить санкции друг против друга.
Большинство экономистов уверены, что торговля Великобритании в целом пострадает из-за потери доступа к единому рынку. Но сторонники Brexit настаивают, что после освобождения из тисков ЕС Великобритания станет звездой ВТО и быстро подпишет торговые соглашения со странами всего мира. Стремительный рост экспорта Китая после его вступления в ВТО в 2001 г. свидетельствует о потенциале организации.
Но загвоздка в том, что Великобритания уже является членом ВТО, правда в рамках ЕС. Для того чтобы стать по-настоящему независимым членом, Великобритания должна иметь соответствующий правилам ВТО "перечень тарифов и квот", который она собирается применять к товарам из других стран.
По мнению эксперта по международной торговле Алана Уинтерса, теоретически сделать это будет несложно. Но любые изменения требуют согласия других членов. Используя процедуру "корректировки", правительство могло бы заменить "ЕС" в верхней части страницы соглашения на "Соединенное Королевство". Для более значительных изменений, как, например, повышение тарифов на некоторые товары, могут потребоваться уже более значительные "изменения" и дополнительные переговоры.
В этом случае наиболее простым вариантом для Великобритании могло бы стать сохранение тех же тарифов, что сейчас (то есть в рамках ЕС), включая "единый таможенный тариф" на импорт из третьих стран. Недавно правительство Терезы Мэй намекнуло, что поступит именно так. Это позволит избежать дипломатической волокиты и длительных согласований. Но повторное принятие одобренных в ЕС обязательств трудно назвать "возвращением контроля". Кроме того, это может привести к ряду других проблем.
Торговые соглашения ВТО подразумевают, что ЕС - это единый экономический блок. Торговля товарами между 28 странами-членами не имеет никаких преград. Транснациональные корпорации, которым необходимо перемещать отдельные компоненты между различными странами-членами, создали соответствующие цепочки поставок. Brexit затруднит работу этого механизма.
Если Великобритания введет общие внешние тарифы, то они будут применяться к компаниям, перемещающим компоненты между ЕС и Великобританией. В этом случае компаниям придется платить налог при каждом пересечении изделия через границу. Член ВТО может поднять шум, если, скажем, одна из его автомобильных компаний с производственными мощностями в Великобритании и ЕС вдруг обнаружит, что собирать автомобили стало намного дороже.
Похожая проблема возникнет и с "тарифным квотированием" ВТО (TRQ), которое позволяют определенному количеству товаров ввозиться по более низкими тарифным ставкам. У ЕС существует около 100 TRQ. Питер Анхакорн, бывший член секретариата ВТО, приводит пример квоты Hilton на говядину (названа в честь отеля, где была достигнута договоренность), чтобы проиллюстрировать потенциальные трудности после Brexit.
Инфографика Доля экспорта услуг в Великобританию в структуре экспорта стран ЕС В настоящее время ЕС имеет официальную квоту на импорт 40 тыс. тонн говядины с ввозной пошлиной в 20%. Говядина выше этой квоты облагается более высоким налогом. Великобритании и ЕС придется разделить эти 40 тыс. тонн. ЕС может заставить Великобританию увеличить квоту, чтобы поддержать европейских производителей говядины. Но в этом случае британские фермеры будут недовольны наплывом дешевого мяса.
По мнению адвоката юридической фирмы Matrix Chambers Луиса Гонсалеса, TRQ, скорее всего, станет "самым острым вопросом" в ходе переговоров о независимом членстве Великобритании в ВТО.
В последние недели британское правительство пытается добиться того, чтобы после Brexit крупнейшие экспортеры Великобритании сохранили свободный доступ к единому рынку. Так, недавно было заявлено о готовности вносить вклад в бюджет ЕС для гарантированного доступа финансовых компаний лондонского Сити к рынку Европы. Британское правительство также заверило японский автомобильный гигант Nissan, что он не понесет убытки из-за Brexit. При этом власти пока отказываются назвать условия этих гарантий.