В 2016 году благодаря App Store и Google Play издатели приложений получили $35 млрд дохода, что на 40% выше показателя 2015 года, следует из годового отчета исследовательской компании App Annie. В App Store темп роста составлял 50%. Почти половина годового роста этого магазина пришлась на Китай. Суммарное время, проведенное в приложениях, увеличилось на четверть и составило 900 млрд часов.
В прошедшем году рынок мобильных приложений продолжил расти и развиваться, говорится в отчете исследовательской компании App Annie. За минувший год мировые загрузки выросли на 15%, проведенное в приложениях время увеличилось на 25%, что принесло издателям на 40% больше дохода в магазинах приложений Google Play и iOS App Store. 2016 г. ознаменовался значительными сдвигами в экосистеме мобильных приложений. В этом году Китай не только стал лидером iOS App Store по доходам — рост доходов этой страны в 2016 г. ускорился даже по сравнению с очень хорошими показателями 2015 г.
По сравнению с 2015 г. мировые темпы роста доходов в 2016 г. ускорились и на iOS App Store, и на Google Play. В 2016 г. развитые рынки показали уверенный рост, но формирующиеся, в том числе Индия, Индонезия, Мексика и Бразилия, добились еще более впечатляющих результатов. На игры по-прежнему приходилась большая часть доходов в магазинах приложений, а одним из ярчайших событий 2016 г. стал феноменальный успех Pokémon GO. Хотя игра была выпущена в июле, в последнюю неделю года она все еще входила в пятерку ведущих приложений по мировым доходам. Под конец года вышла долгожданная игра Super Mario Run, ставшая приложением No1 в 148 странах. Шоппинг — еще один сегмент, который показал в 2016 г. впечатляющий рост. Благодаря богатому на события ноябрю время, проведенное в приложениях этого типа, выросло в США на 30% в годовом исчислении. В истекшем году Франция, Германия и Великобритания показали одни из наибольших темпов роста количества сеансов в приложениях для покупок. Развивая успех 2015 г., в прошлом году потоковая передача видео показала быстрые темпы роста доходов, по мере того как в области премиум-контента — в приложениях, осуществляющих спортивные трансляции и потоковое вещание — наблюдался рост как количества пользователей, так и их вовлеченности.
Нынешний год должен стать для экосистемы приложений очередным годом рекордов. В 2016 г. экономика мобильных приложений сохранила устойчивую динамику развития — издатели продолжали создавать приложения, которые меняли способы нашего взаимодействия с окружающим миром и друг с другом. Уверенное развитие приложений на протяжении года подтверждается значительным мировым ростом таких трех показателей, как использование, загрузки и доходы.
В 2016 г. издателям на iOS App Store и Google Play было выплачено $35 млрд дохода. Таким образом, годовой прирост составил 40%, что превысило показатель 2015 г. В 2016 г. доходы только на iOS App Store выросли примерно на 50%, что упрочило лидерство этой платформы как источника дохода. Как и в случае загрузок, рост доходов на iOS App Store происходил во многом благодаря Китаю, на который пришлась примерно половина годового роста этого магазина.
Следуя тенденциям предыдущих лет, безусловными лидерами по доходам стали игры. В 2016 г. игры принесли 75% и 90% всех доходов в магазинах приложений iOS App Store и Google Play, соответственно. На iOS App Store только на одну подкатегорию «Ролевые игры» пришлась половина всего роста доходов за 2016 г. И хотя доходы в магазинах приложений продолжают стремительно расти, на магазины приходится лишь менее половины всех доходов в экономике приложений. Если добавить сюда независимые магазины Android и доходы от рекламы, то общая сумма дохода, выплаченного издателям в 2016 г., увеличивается почти до $89 млрд.
В топ-5 самых доходных приложений из App Store и Google Play вошли музыкальный сервис Spotify, японский мессенджер Line, видеосервис Netflix, приложение для знакомств Tinder и стриминговый сервис HBO NOW. В 2016 г. Китай вышел на первое место по доходам на iOS App Store. В 4-м кв. издатели получили в Китае свыше $2 млрд дохода, и страна провела самый успешный квартал в истории App Store. Этот результат показывает, что основная ориентация Apple на Китай (и не последнее место здесь принадлежит инвестиции $1 млрд в Didi Chuxing) приносит свои плоды на фоне неуклонного роста экономики страны. Как и на большинстве других рынков, подавляющее большинство доходов на App Store в Китае генерируют игры, особенно из подкатегории «Ролевые игры». Возможно, лучшим примером успеха китайской ролевой игры может послужить Fantasy Westward Journey. Только в Китае она с момента своего запуска в 2015 г. принесла издателю NetEase свыше $800 млн.
Но многие неигровые категории тоже показали значительный рост. Вслед за «Играми» категория «Социальные сети» продемонстрировала в Китае наибольший абсолютный прирост дохода, отчасти благодаря существенному росту показателей приложения для обмена сообщениями QQ от Tencent.
Мобильный ритейл стремительно растет по всему миру. Фактически, в 2016 г. на мобильную сферу приходилось 44% интернет-трафика ритейлеров и 31% их продаж. Internet Retailer прогнозирует, что мировые продажи в мобильном ритейле достигнут в 2016 г. $220 млрд, что на 53% больше, чем в 2015 г. В AppAnnie ожидают, что этот процент продолжит увеличиваться, по мере того как пользователи будут все увереннее чувствовать себя в мобильном шоппинге и все больше времени проводить в этом типе приложений.
В банковской сфере традиционным участникам рынка приходится адаптироваться к приходу новых игроков, ориентирующихся на интернет и мобильные приложения. Такие приложения, как PayPal, Credit Karma и Venmo грозят разрушить давно сложившуюся модель комплексного банковского обслуживания в розничном секторе. Конечно, у традиционных банков есть одно потенциальное преимущество — у них наработана обширная пользовательская база. В 4-м кв. 2016 г. месячная аудитория четырех ведущих приложений розничных банков США была выше, чем у четырех топовых приложений финтех-компаний. Но нет никакой гарантии, что такая картина сохранится и в будущем.