Покупки валюты Минфином РФ, которые начнутся с февраля, стали настоящей информационной бомбой. В России это едва ли не самая обсуждаемая новость, но если разобраться в деталях, остается еще достаточно много загадок.
Больше всего вопросов вызывает сам механизм, ведь он кажется простым только на первый взгляд. Вроде бы все понятно: есть цена нефти, заложенная в бюджет, и есть разница доходов бюджета при этих ценах, которую называют сверхдоходами. Эти сверхдоходы должны направляться на покупку валюту. Но если зайти на сайт Минфина и посмотреть механизм, становится ясно, что переменных в этом уравнении намного больше.
Ниже приведем выдержку с сайта ведомства:
Механизм расчета отклонения нефтегазовых доходов
Ежемесячно Минфин России будет осуществлять оценку нефтегазовых доходов, которые поступят в федеральный бюджет в текущем (расчетном) месяце (t), на основании:
фактически сложившихся котировок нефти "Юралс" (Pфакт) за период, который учитывается при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых (отчетный месяц3,(t-1)) и ставки вывозной пошлины (период с 15 числа месяца, предшествующего отчетному, по 14 число отчетного месяца); фактически сложившегося обменного курса рубля за отчетный месяц (FXфакт) (для расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых) и ожидаемого обменного курса рубля в расчетном месяце (для расчета поступлений по вывозным пошлинам) – равного сложившемуся курсу на отчетный месяц; оценки экспортной цены газа, исходя из сложившихся котировок нефти "Юралс"; цены газа на внутреннем рынке согласно базовому сценарию социально-экономического развития России, легшему в основу составления закона о бюджете на 2017-2019 гг.; прогнозных (согласно базовому сценарию социально-экономического развития России, легшему в основу составления закона о бюджете на 2017-2019 гг.) объемов добычи нефти и газа, объемов и структуры экспорта нефти, газа и нефтепродуктов; Таким образом, оценка объема дополнительных/выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета в текущем месяце (ΔНГДt) определяется как разность между оценкой нефтегазовых доходов федерального бюджета, которые будут получены в текущем месяце (НГДt(Pфакт,FXфакт )), и оценкой нефтегазовых доходов федерального бюджета согласно Федеральному закону от 19.12.2016 №415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (НГДt (закон)), то есть:
ΔНГДt=НГДt(Pфакт,FXфакт ) - НГДt(закон)
Оценка объема дополнительных/выпадающих нефтегазовых доходов на текущий месяц будет публиковаться на официальном сайте Минфина России до 12:00 третьего рабочего дня текущего месяца.
Ну а теперь самое интересное, на что обратили внимание эксперты банка JP Morgan. Судя по всему, при составлении формулы не учли один немаловажный момент: эта формула предполагают самоусиливающееся падение котировок рубля.
В формулу заложен курс рубля, в связи с этим получается, что чем слабее рубль, тем больше валюты должен купить Минфин.
Для примера возьмем текущие значения: если нефть Urals стоит порядка $53, а курс рубля составляет 60 руб. за доллар, то Минфин должен купить порядка $2 млрд. Тут вроде все понятно.
А теперь представим, что спекулянты уже испугались, особенно иностранные, и начали сбрасывать рубли. Очевидно, что курс рубля ослабнет, при этом допустим, что цены на нефть останутся на прежнем уровне. Что мы получим? А получим мы, что Минфин при таком раскладе должен купить еще больше валюты, то есть, чем слабее курс, тем больше валюты нужно покупать.
Вот такой вот любопытный ход приготовили наши финансовые власти. А теперь нужно вспомнить о том, что укрепление рубля в прошлом году во многом было обусловлено спросом на рублевые активы со стороны нерезидентов, что и неудивительно. ЦБ, по сути, создал настоящий рай для спекулянтов: высокие ставки при почти безрисковых вложениях в облигации.
А теперь представим, что эти самые спекулянты сочтут методы Минфина и ЦБ повышенным валютным риском для их позиций в рублевых активах и начнут массово закрывать эти позиции. К слову, только за четверг курс доллара поднялся примерно на 1 руб.
Все это будет оказывать давление на котировки рубля, при этом еще и сам Минфин будет покупать все больше и больше валюты. Складывается ощущение, что Минфин с ЦБ выкопали сами себе яму и теперь при желании крупные спекулянты могут устроить на валютном рынке России настоящее веселье.