Китай трансформирует свои источники энергии, чтобы обратить вспять десятилетия загрязнений окружающей среды. Но переход к возобновляемым источникам энергии заставляет искать ответ на вопрос: что делать с рабочими местами и отраслями, у которых нет будущего в этой новой системе?
Ответ: экспортировать их. Ряд африканских стран готовы взять на себя "отравленную чашу" Китая, проводя строительство устаревших угольных заводов, известных своими сильными выбросами, загрязняющими атмосферу.
Кения – одна из таких стран. Ее побережье – это настоящее национальное достояние, если рассматривать его с точки зрения вопросов рыболовства, туризма, растущего населения и экономического развития. Но Amu Coal – консорциум кенийских и китайских энергетических и инвестиционных фирм – намерен начать строительство угольного завода, но только в той части, которая не затронута промышленным развитием. Завод будет находиться в 20 км от города Ламу в устье Додори-Крик.
Несмотря на неблагоприятные экономические и финансовые условия для производства энергии из угля, завод может быть единственным источником загрязнения в Кении.
Эти проблемы изложены в исследовании Environment and Social Impact Assessment, как того требует закон об охране окружающей среды Кении, также оно прошло проверки в Национальном органе по управлению окружающей среды. Но в этом исследовании пропущены либо раскрыты не полностью три ключевых вопроса.
Первый - классическая промышленная революция. Токсические выбросы. Уголь выпускает ряд токсичных веществ в окружающую среду. Они попадают в атмосферу, дождь, грунтовые воды и морскую воду, а затем в флору, фауну и на людей. Эти вещества почти не упоминаются в исследовании. Также нет подробных оценок объемов, которые могут быть выпущены, и о том, как они могут быть снижены путем смягчения действий. Уголь, предназначенный для использования, первоначально импортируемый из Южной Африки и названный "битуминозным", выделяет большое количество токсинов, особенно при неправильном сжигании.
В исследовании также четко не указано точное количество остатков угля, оставшихся после сжигания: почти 4 км в длину, 1 км в ширину и 25 м в высоту. Также не представлен надежный план утилизации отходов.
Во-вторых, вклад Кении в глобальные выбросы углекислого газа. В соответствии с Парижским соглашением об изменении климата правительство обязалось сократить их на 30% к 2030 г. Исследование не учитывает выбросы углерода с завода, считая их незначительными в глобальном масштабе: всего лишь 0,024% от глобальных выбросов. Но то, что скрывается, заключается в том, что выбросы угольного завода удвоят выбросы углекислого газа по всей Кении. Это в то время, когда граждане, предприятия и правительство вкладывают средства в меры по сокращению углеродных выбросов, например посредством использования ветровой, солнечной и геотермальной энергетики.
Третья причина - химера вышеизложенного изменения климата и токсического загрязнения в сочетании. Понятно, что уровень моря будет расти из-за изменения климата. По оценкам он может подняться на полметра или метр к концу этого столетия, а может быть, и больше. Гора токсичных отходов, оставленная заводом, будет расположена на самой плоской береговой линии Кении. База будет, возможно, на 2-3 м выше уровня моря и займет от 10 до 100 м от береговой линии. Это самая уязвимая часть побережья Кении, где поднимается уровень моря, и тем не менее там будет самая массивная свалка с токсичными отходами.
В части оценки воздействия утверждается, что "район удален", поэтому загрязнение мало кого затронет. Не говоря уже об ошибочной логике, что вполне нормально загрязнять естественные районы пустыни, если будут завершены планы по крупному городскому развитию в рамках проекта LAPSSET - крупнейшего и наиболее амбициозного проекта в области развития инфраструктуры в Африке, в который входят Кения, Эфиопия и Южный Судан, который предполагает строительство города на более чем 1 млн человек в этом районе к 2050 г.
В докладе ничего не говорится об облучении этого количества людей токсичными отходами. Даже стратегическая оценка окружающей среды для проекта LAPSSET, проведенная в последние несколько лет, не учитывает угольный завод в своей оценке. Логика заключается в том, что завод "не является частью LAPSSET". Но даже самое примитивное понимание цели оценки воздействия и стратегических оценок окружающей среды - это рассмотрение всех взаимодействующих угроз, и особенно самых крупных, которые могут нанести вред окружающей среде и людям.
Совершенствование стандартов, несомненно, необходимо в секторе оценки воздействия на окружающую среду в Кении. Усиление оценки состояния окружающей среды и социальных последствий как инструмента для содействия правильному развитию станет одним из самых важных шагов, которые правительство сможет предпринять для защиты и развития природных и социальных активов, на которых основано безопасное, здоровое и справедливое развитие.