На выставке в США в 2004 г. Fanuc, крупный поставщик промышленных роботов, провел семинар, посвященный автоматизации заводского производства.
"Тогда пришло очень мало посетителей", - вспоминает Скотт Мелтон, директор по продажам в компании.
Чуть позже он понял почему: в то же время проходил еще один семинар, посвященный аутсорсингу в Китае. "Та комната была полностью заполнена", - говорит он.
Мелтон считает, что есть необходимость в обучении американских компаний тому, что им "не нужно переезжать в Китай, чтобы быть конкурентоспособными". Итак, началась кампания "Сохрани свой завод".
"В условиях глобализированной экономики использование роботов - один из лучших способов для создания рабочих мест в Северной Америке, чтобы жить, процветать и выживать, - утверждает он. - Это связано с тем, что роботы позволяют компаниям расти и при этом сокращать расходы".
Кампания повлияла на продажу робототехники в то время.
"Это было то, о чем постоянно говорили американские компании по автоматизации", - говорит президент Ассоциации по развитию автоматизации Джефф Бернштейн.
Она была создана еще в 1980-х гг., когда Джеймс А. Бейкер, вице-президент GE, заметил, что "заводы должны автоматизировать производство либо эмигрировать, либо исчезнуть", позиционируя выживание как выбор между автоматизацией и аутсорсингом.
Сегодня этот выбор уже не столь ясен. Страны, в которых .проводят аутсорсинг, такие как Китай, также инвестируют средства в автоматизацию производства по мере роста заработной платы. В 2015 г., по данным Международной федерации робототехники, заводы в Китае купили 68 тыс. промышленных роботов, что на 20% больше, чем годом ранее, и больше, чем во всех европейских странах. Между тем крупные производители США не всегда выбирают между автоматизацией и аутсорсингом. Большинство из них отдают предпочтение и тому и тому.
"Раньше это было что-то вроде: "Мне выводить в офшор или продолжать здесь, в США? И как мне это сделать?" - говорит Мелтон.
Но по мере развития технологий разработчики решений в этой отрасли "реалистично" смотрят на вещи, понимая, что это глобальный рынок, и они должны автоматизировать все, что можно. Это необходимо, если производитель хочет оставаться конкурентоспособным.
Том О'Рейли, вице-президент по глобальному развитию бизнеса в Rockwell Automation, согласен с этим. По его словам, фокус уже давно смещен с аутсорсинга.
В свою очередь это меняет дело и в отношении автоматизации в обрабатывающей промышленности США. Из недавнего отчета McKinsey становится понятно, что США, которые по-прежнему являются вторым по величине производственным сектором в мире, несмотря на то что потеряли треть своих производственных рабочих мест за последние два десятилетия, имеют возможность получить долю на рынке в "новом виде цифрового производства", "который использует такие технологии, как современная робототехника, искусственный интеллект, интернет вещей и 3D-печать".
Но он не надеялся, что эта тенденция приведет к возвращению рабочих мест, которые были выведены за границу.
"Нереалистично ожидать восстановления занятости в стиле 1960-х гг. в обрабатывающей промышленности", - отмечают авторы отчета McKinsey, предполагая, чтобы новые рабочие места на заводе, вероятно, были в сфере обслуживания и технологий.
Экономисты Дэрон Асемоглу из MIT и Паскаль Рестрепо из Бостонского университета недавно подсчитали, что использование роботов (определяемых как "многоцелевые машины, которые автоматически контролируются и перепрограммируются") в промышленности США пока сократило занятость и снизило заработную плату.
Хотя невозможно точно предсказать, как все более сложная автоматизация повлияет на рабочие места в США в долгосрочной перспективе. Идея о том, что она предотвратит отток рабочих мест никогда не пользовалась популярностью. Во время выборов в США в 2016 г. Дональд Трамп сделал "возвращение рабочих мест в Америку" одной из главных идей своей кампании, и автоматизация обсуждалась как разрушительная неизбежность, а не альтернатива.