Карты расскажут о нас всё. Банки намерены оценивать кредитоспособность своих клиентов по истории покупок. Этим - в рамках пилотного проекта - в России сейчас занимаются уже более десятка крупнейших финансовых организаций. У такого явления даже есть название - транзакционный скоринг.
Банк оценивает суммы покупок и категории точек продаж, в которых совершаются операции: чем больше сумма и выше класс заведений, в которых бывает клиент, тем больше шансов у этого заявителя получить кредит.
"Пилотный проект по транзакционному скорингу идет больше полугода. До сих пор он ограничивался компаниями Visa и Equifax, недавно было объявлено, что к проекту присоединяется MasterCard", - заявил РИА "Новости" один из собеседников агентства.
По информации агентства, в проекте принимают участие ВТБ, "Уралсиб", "Тинькофф банк".
Другой источник сообщил, что в понедельник состоялась встреча, где участники проекта рассказали о первых результатах и обменялись планами о его дальнейшем развитии.
"Среди участников пилотного проекта - крупнейшие банки страны. Всего же для анализа передали данные 13 банков", - указал третий собеседник агентства.
Добавим, что это не единственное нововведение, к которому присматриваются банкиры. Ранее вице-президент Сбербанка Александр Ведяхин заявил, что крупнейший банк страны с 2018 г. собирается запустить так называемый психоскоринг: он изучает зависимость поведения заемщиков от их активности в соцсетях.
А как же тайна?
![](/files/vesti_finance/2017-10-01/15076152078787.jpg)
"Транзакционный скоринг сейчас становится все более популярным. Одной из основных предпосылок является то, что платежная компания, которая обслуживает платежи, гораздо лучше понимает поведение клиента, чем даже отдельно взятый банк, в котором этот клиент обслуживается. Поэтому есть надежда, что на основании анализа платежного поведения клиента можно делать очень хорошие предсказания по будущим шагам клиента", - уверен Достов.
Эксперт отметил, что это может быть как кредитный скоринг (то есть оценка кредитоспособности клиента), так и предиктивный скоринг, в случае если компания хочет понять, сколько клиент будет платить в следующем расчетном периоде.
"Нарушает ли это требования о распространении клиентских данных? Это очень хороший вопрос. Понятно, что у клиента есть определенная защита его частных данных. Возможно, каждый банк будет включать такие возможности в пользовательское соглашение. Или данные будут представляться в безличном виде без каких-либо деталей. Условно банк будет получать информацию, что у клиента скоринг 8 из 9, а какие-то тайны клиента - за какие операции он этот скоринг получил, что он делает - они раскрываться не будут", - прогнозирует Достов.