Технологии биометрии развиваются семимильными шагами и внедряются во все новые сферы жизни. К примеру, возможность верификации пользователя по отпечатку пальца уже давно превратилась из фантастического концепта в привычный и необходимый функционал любого хорошего смартфона.
Биометрическая идентификация - система распознавания людей по одной либо нескольким физическим характеристикам - начинает активно внедрятся в IT-инфраструктуру банковского сектора. Схемы отъема денег становятся все более изощренными, а потому только лишь двухфакторной проверки пароля или кодового слова мало. Нередки случаи, когда используя поддельный паспорт, мошенники берут на подставное лицо огромный кредит, порой сразу в нескольких отделениях и банках, после чего исчезают. Для предотвращения таких случаев многие финорганизации решают доверить процесс опознания клиента компьютерным алгоритмам.
Основой таких новых систем банковского обслуживания становится биометрическая идентификация, использующая современные технологии распознавания изображения лица и голоса, а также проверки наличия живого человека, что делает невозможным подмену биометрических данных. Эта технология может повысить доступность финансовых услуг и снизить стоимость их предоставления.
Так, в Сбербанке недавно стартовал новый биометрический проект: идентификация банкоматом клиента по лицу, видеоконсультирование и возможность совершать операции без ввода карты. Пилот будет проводиться до конца 2017 г. По его итогам будет принято решение о дальнейшем развитии устройств самообслуживания.
А вот "Почта Банк" уже поделился кейсом использования в промышленных масштабах биометрического распознавания лиц клиентов и сотрудников. В ходе пресс-конференции советник президента-председателя правления "Почта Банка" Павел Гурин рассказал, что система распознавания лиц VisionLabs LUNA применяется в ключевых бизнес-процессах и охватывает создание продуктовых заявок, обслуживание клиентов, принятие кредитных решений и предоставление доступа сотрудникам во фронтальную CRM-систему банка. Технология была масштабирована на всю сеть клиентских центров с сотрудниками банка и сегодня работает более чем в 3,5 тыс. точек.
"Использование биометрических технологий в 2016 г. позволило "Почта Банку" предотвратить совершение потенциально мошеннических сделок на сумму порядка 1,5 млрд руб. Было предотвращено 4,5 тыс. нарушений, связанных с некорректным использованием фотографии клиента. Кроме того, система распознала более 9 тыс. мошеннических кредитных заявок, в том числе попытки оформления заявок по утерянным или украденным паспортам", - отметил советник президента "Почта Банка" Павел Гурин.
Как работают системы распознавания лиц? Программное обеспечение сравнивает поступающую с камеры информацию с биометрическим шаблоном. Если определенный процент совпадения достигнут - верификация пройдена. Разумеется, биометрический образец должен быть заранее занесен в базу данных, иначе система не найдет клиента.
"Платформа идентификации и верификации лиц LUNA обеспечивает сравнение биометрических параметров новых клиентов банка с параметрами уже существующих в его базе клиентов, а также сличает их с базой данных мошенников. Ежедневно система обрабатывает несколько сотен тысяч фотографий. Применение лицевой биометрии не требует закупки дополнительного оборудования и легко встраивается в процессы банка", - рассказал генеральный директор компании VisionLabs Александр Ханин.
Конечно, клиент может отказаться использовать эту систему и воспользоваться традиционной процедурой при посещении офиса банка. Однако все развитие банковских сервисов идет к тому, чтобы дать людям возможность совершать все операции дистанционно и свести к минимуму посещение офиса банка. Это желаемое многими потребителями будущее выгодно как самим пользователям финансовых услуг, так и банкам, экономящим на развертывании и обслуживании физических офисов. В данном сценарии самая большая трудность - определить, что перед экраном монитора компьютера или смартфона тот человек, за кого он себя выдает. Этому призвано помочь использование комплекса мер биометрической идентификации, куда входят распознавание лиц, голоса, радужки глаза, венозного рисунка, речи, отпечатков пальцев.
Использование биометрической идентификации как альтернативы стандартным процессам подтверждения личности позволяет также изменить политику авторизации работников, тем самым позволяя защитить сотрудников и партнеров банка от кражи учетных данных. В прошлом году LUNA помогла предотвратить порядка 1 тыс. попыток входа в систему под чужими логином и паролем, сообщают в компании.
В ближайшей перспективе "Почта Банк" планирует встроить платформу LUNA в мобильный банк – для входа в приложение и подтверждения совершения операций будет использоваться фотография клиента, сделанная в режиме реального времени. Это позволит уйти от необходимости ввода пароля. На данный момент в мобильном приложении уже проводится пилотный проект по использованию селфи клиента как фактора идентификации.
Конечно, пока нельзя говорить о том, что все биометрические технологии верификации идеальны, но они становятся все более точными и надежными. Кроме того, использование комбинаций различных метрик добавит системе надежности и сократит возможные ошибки до ничтожного уровня.
Сейчас каждый банк вынужден будет пользоваться только собственными данными, накопленными за время работы с клиентами. В этом есть свои плюсы, но для развития глобальной системы биометрической верификации важен масштаб. Для этого Банк России разработал законопроект по сбору банками биометрических данных клиентов российских банков. Если закон будет утвержден, то по изображению лица и голосу россияне смогут стать вкладчиками любого банка, не приходя в его офис, пройдя проверку с помощью биометрии. ЦБ готов разрешить банкам создать единую биометрическая система (ЕБС) для внедрения удаленной идентификации клиентов.
ЕБС будет интегрирована с ЕСИА — Единой системой идентификации и аутентификации, созданной в рамках исполнения закона о госуслугах. Через ЕСИА при использовании биометрической идентификации банки будут подтверждать личность гражданина (ФИО, дата рождения, пол, СНИЛС, номер мобильного телефона). То есть те, кто захотят сдать биометрические параметры, должны быть одновременно зарегистрированы и на портале госуслуг.