Москва, 24 марта Банк России в пятницу опубликовал мартовский выпуск доклада Денежно-кредитной политики (ДКП), в котором указал три сценария развития событий на рынке нефти и допустил обвал котировок.
Российский госбюджет рассчитан по цене Urals $40 за баррель. Фактическая цена на нефть Urals в январе-феврале составила в среднем $53,4 за баррель, что значительно выше уровня, заложенного в базовый сценарий декабрьского доклада ДКП ($40 за баррель).
Банк России предполагает, что на горизонте первого полугодия 2017 г. соблюдение договорен- ностей продолжит оказывать поддержку цене на нефть. Вместе с тем в дальнейшем нефтяные цены могут снизиться под воздействием ряда факторов. Сокращение объема поставок странами – участницами договоренности может быть компенсировано расширением добычи на сланцевых месторождениях в США.
Кроме того, относительно быстрое достижение баланса спроса и предложения на рынке нефти усиливает неопределенность относительно того, будут ли продлены договоренности и в каких объемах. Дополнительное понижательное давление на цены может оказать также восстановление поставок из ряда стран – экспортеров нефти (Ливия, Нигерия). При этом относительно медленное восстановление глобального спроса не сможет оказать существенной поддержки ценам на нефть, чтобы компенсировать понижательное воздействие на них факторов со стороны предложения.
Банк России таккже ожидает до конца года еще два повышения ставки ФРС США.
Базовый сценарий
С учетом этого Банк России предполагает сохранение цен на нефть марки Urals вблизи их текущих значений (около $50 за баррель) в течение первого полугодия 2017 г., затем постепенное снижение до уровня около $40 за баррель в IV квартале и сохранение вблизи этого уровня в 2018–2019 годах. Сценарий с ростом цены на нефть
В данном сценарии предполагается постепенное увеличение среднегодовой цены на нефть марки Urals с $55 за баррель в 2017 г. до $60 за баррель в 2018 г. и ее сохранение на этом уровне в дальнейшем.
Для формирования повышательной динамики цен на нефть недостаточно только продления договоренности о сокращении добычи странами – экспортерами нефти, учитывая возможное расширение добычи на сланцевых месторождениях США.
Основным фактором устойчивого роста цен на нефть на среднесрочном прогнозном горизонте может выступать более динамичное развитие мировой экономики, в том числе экономики Китая и развивающихся стран, а также существенное повышение оптимизма инвесторов на мировых рынках по сравнению с базовым сценарием.
За счет более быстрого оживления инвестиционного и потребительского спроса экономический рост в 2017–2018 гг. окажется выше, чем в базовом сценарии. По мере того как потенциал ускоренного восстановительного роста будет исчерпан, в 2019 г. темпы роста сложатся несколько ниже, чем в предыдущие годы, и в дальнейшем будут определяться структурными факторами.
Рисковый сценарий
Рисковый сценарий предполагает снижение цены на нефть до $25 за баррель в конце 2017 г. и ее сохранение вблизи этого уровня в дальнейшем на прогнозном горизонте.
Такая динамика может стать результатом более существенного замедления экономики Китая по сравнению с базовым сценарием.
Экономический рост России в этом случае в 2017 г. окажется близким к нулю, далее он выйдет в отрицательную область. Однако с учетом возросшей устойчивости экономики к внешним шокам не произойдет значительного снижения деловой активности.
В этих условиях фактор соглашений между странами – экспортерами нефти не будет играть существенной роли, а стимулы к соблюдению договоренностей между ними снизятся.
Ухудшение условий торговли приведет к сокращению доходов и переоценке перспектив российской экономики как внешними инвесторами, так и участниками внутреннего рынка. Это вызовет усиление оттока капитала и может затруднить обслуживание внешнего долга для российских компаний и кредитных организаций.