Цены на бензин и дизтопливо снова в центре внимания: автомобилисты возмущаются, сельхозпроизводители озабочены ростом издержек и стабильностью поставок. Правительство объявило о снижении акцизов, но действенность принятых мер остается под вопросом, считает Анна Лакейчук, руководитель аналитического отдела ITI Capital.
"Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке тесно связаны с динамикой мировых цен на нефть, курсом рубля и изменениями в налогообложении нефтяной отрасли. Первые два фактора сейчас играют против российских потребителей топлива: цена нефти марки "Юралс" выросла c $65,2/барр. в среднем за I квартал 2018 г. до $69,1 в апреле и $74,9 в мае, курс рубля относительно доллара снизился с 56,9 в I квартале до 60,5 в апреле и 62,2 в мае. Экспортные пошлины на бензины и дизель составляют около 30% от пошлины на нефть и соответственно меняются вместе с мировыми ценами, а акцизы после повышения с 1 января (на 10,7% по сравнению с 2017 г. для бензина класса "Евро-5" и на 12,7% на дизель) оставались неизменными.
В этих условиях рублевые цены на экспортную нефть и нефтепродукты существенно выросли даже после вычета пошлин. На внутреннем рынке, по данным Росстата, производители тоже подняли цены: бензин подорожал в апреле на 13% по сравнению с мартом (хотя розничные цены выросли только на 1%), а к 28 мая розничные цены на бензин повысились на 7,3% относительно начала года и достигли в среднем 42,8 руб. за литр. При этом текущая равная экспортная цена (netback), по оценкам аналитиков и экспертов отрасли, на внутреннем рынке составляет порядка 51 руб. за литр бензина.
Меры, принятые правительством на данный момент, – это решение о снижении акцизов с 1 июня (на 3 тыс. руб. за тонну на бензин и 2 тыс. руб. на дизель) и отмена планировавшегося ранее повышения акцизов с 1 июля (на 679 и 593 руб. за тонну на бензин и дизель соответственно). Кроме того, ФАС и Минэнерго поручено следить за динамикой цен на топливном рынке, с нефтяными компаниями договорились о замораживании цен и повышении экспортных пошлин в случае нарушения компаниями соглашения. Повышение экспортной пошлины – безусловно, самый действенный способ для стимулирования поставок на внутренний рынок, но он противоречит текущей стратегии развития отрасли и налоговому маневру, в частности.
Владимир Путин в ходе сегодняшней "прямой линии" заявил, что происходящее на топливном рынке недопустимо и проблема связана с неточным регулированием в сфере энергетики и энергоресурсов. Глава Минэнерго Александр Новак в ходе "прямой линии" сообщил о прекращении роста цены на АЗС после снижения акцизов 1 июня. По словам министра, в результате договоренностей со всеми нефтяными компаниями об увеличении объемов поставок нефтепродуктов на внутренний рынок дефицита не наблюдается.
При этом менеджмент "Роснефти", поддержавший предложенную правительством инициативу о временном снижении акцизов, заявил прессе о сохранении системных проблем в переработке и на рынке нефтепродуктов. По прогнозу компании, внутренние цены могут повыситься в 1,5 раза в результате завершения налогового маневра и отмены экспортных пошлин к 2024 г. Компания также сообщила о чрезмерном уровне текущего налогового бремени для нефтепереработки, оценив потери НПЗ в 3 тыс. руб. на тонну дизельного топлива и 7 тыс. руб. на тонну бензина АИ-92.
Вертикально интегрированные нефтяные компании действительно имеют низкую рентабельность сегмента переработки: так, "Роснефть" отчиталась о EBITDA марже сегмента переработки, коммерции и логистики в размере 1% по итогам I квартала 2018 г., у "ЛУКойла" тот же показатель составил 4,5%, у "Газпром нефти" – 3,6%. Однако, благодаря высокой рентабельности сегмента добычи, финансовые показатели крупных компаний улучшились на фоне благоприятных внешних условий. Независимые НПЗ не имеют такой гибкости, поэтому их рентабельность с начала реализации налогового маневра в 2015 г. стала снижаться и может быть отрицательной.
Принципиальный же вопрос о стратегических приоритетах в области нефтепереработки и поставок нефтепродуктов на внутренний рынок остается открытым: будут ли в отрасли преобладать рыночные механизмы и предсказуемое налогообложение или для правительства приоритетом являются низкие цены для внутренних потребителей независимо от ситуации на мировых рынках. Первый путь дает большую гибкость для нефтепереработки, причем как для вертикально интегрированных компаний, так и для независимых переработчиков. Но для потребителей топливные цены будут более волатильными и зависимыми от мировой конъюнктуры.
Второй путь означает усиление государственного регулирования и его постоянную корректировку, поскольку оценить заранее все факторы, влияющие на уровень цен, невозможно. Пример налогового маневра здесь как раз показателен: параметры его завершения до сих пор не утверждены из-за несогласованности позиций всех заинтересованных сторон, что отражается на замедлении и приостановке инвестиций в нефтепереработку до выяснения правил игры.
Потребители выигрывают в краткосрочной перспективе, но остаются зависимыми от государственного регулирования и политической конъюнктуры. Сегодняшняя стабильность цен может обернуться падением конкурентоспособности нефтепереработки в будущем, а снижение акцизов на топливо, скорее всего, приведет к росту других налогов".