Танзанийский порт Мтвара до конца прошлого года торговал в основном орехами. Теперь он кипит судами, наполненными углем.
Танзания традиционно экспортирует энергетический уголь только в соседние страны Восточной Африки, об отправке угля дальше не может быть и речи, поскольку для этого необходимо провезти материал более чем на 600 км от шахт на юго-западе страны до Мтвары, ближайшего порта на Индийском океане.
Цены на энергетический уголь, используемый для выработки электроэнергии, подскочили до рекордного уровня. Покупатели в Европе и за ее пределами теперь наперебой предлагают самые высокие цены за уголь из зачастую удаленных шахт в таких местах, как Танзания, Ботсвана и даже, возможно, Мадагаскар. Возрождающийся спрос на уголь, вызванный попытками правительств отучить себя от российских энергоносителей и одновременно удержать цены на электроэнергию, вступает в противоречие с климатическими планами по отказу от самого загрязняющего ископаемого топлива.
По словам президента подразделения морских перевозок компании Cargill, в последние месяцы наблюдается заметный рост поставок угля в Европу. В июне-августе компания перевезла 9 миллионов тонн угля по всему миру по сравнению с 7 миллионами годом ранее.
"Европа конкурирует с другими покупателями, и альтернативой является более дорогой газ", - сказал Дилеман. "Европа должна иметь возможность получать уголь, и мы увидим очень сильные потоки в Европу из Колумбии, Южной Африки и даже дальше".
Несмотря на то, что в случае смены геополитических ветров окно возможностей может оказаться коротким, некоторые страны, обладающие угольными ресурсами, считают, что получаемая прибыль - слишком хороший шанс, чтобы его упустить.
Месячный физический энергетический уголь в австралийском порту Ньюкасл - мировой эталон - 16 сентября торговался по цене $429 за тонну, что чуть ниже исторического максимума в $483,50, достигнутого в марте, и выше примерно $176 за тонну в это время прошлого года.