Европа становится, без преувеличения, мировым лидером по банковскому регулированию. Не менее пяти новых сводов правил должны в ближайшее время вступить в силу в ЕС. Они откроют банковский сектор Старого Света для большей конкуренции, ужесточат правила трейдинга, снизят отчетную прибыль и повысят требования к капиталу.
Несмотря на то что нововведения сделают финансовую систему Европы более крепкой, банкиры - после десяти лет жесткого регулирования - без особого энтузиазма ожидают перемен.
Начнем с расширения конкуренции. 13 января вступает в силу новая версия "Директивы о платежных услугах Европейского союза" (PSD2). Она определяет условия сотрудничества между банками (которые имеют монополию на банковские данные клиентов и контролируют платежи) и другими участниками рынка (финансово-технологические компании и конкурирующие банки).
Провайдеры платежного сервиса позволяют людям оплачивать покупки прямым переводом с их банковских счетов. Агрегаторы счетов собирают данные со счетов в нескольких банках, чтобы граждане ЕС могли видеть общую картину своих финансов в одном месте и, возможно, найти лучшие предложения по страхованию, ипотеке и другим услугам.
Новым участникам необходимо не только разрешение своих клиентов на получение денег и данных с их счетов, а также кооперация с их банками. Они боятся, что банки не будут играть честно. Банки, со своей стороны, опасаются, что открытие данных может подвергнуть клиентов мошенничеству, а их самих - судебным искам.
27 ноября Европейская комиссия одобрила технические стандарты, призванные сбалансировать конкуренцию и безопасность. Хотя эта директива будет действовать с января, стандарты не вступят в силу до сентября 2019 г. Банки и их конкуренты до этого времени должны будут самостоятельно находить общий язык.
Правила требуют, чтобы клиенты предоставляли два из трех видов удостоверения личности до утверждения сделки: то, что они знают (пароль или секретный код), то, чем они владеют (карта или телефон), и физическая идентификация (отпечатки пальцев). Такой подход уже применяется, хотя и не универсально, в интернете.
В то время как розничные банки готовятся к PSD2, инвестиционные банки и компании по управлению активами внимательно изучают MiFID2, обновленную версию "Директивы о рынках финансовых инструментов", которая вступает в силу 3 января.
Нацеленная на то, чтобы сделать финансовый рынок более прозрачным, а значит, более безопасным и конкурентоспособным, MiFID2 ограничивает торговлю ценными бумагами на внутренних банковских площадках и требует торговать деривативами, до настоящего времени распространяемыми на внебиржевом рынке, только на централизованных биржах.
MiFID2 также обязывает банки взимать с клиентов отдельную плату за исследования, а не включать это в общие сборы. Некоторые банки возьмут на себя эти расходы, другие, по всей видимости, полностью откажутся от аналитики.
Еще три нововведения так или иначе касаются безопасности. С января банки Европы (а также во многих других местах, но не в Америке) должны будут придерживаться новых стандартов финансовой отчетности (IFRS 9), в рамках которых необходимо резервировать средства на ожидаемые потери по кредитам. Скорее всего, это негативно отразится на их прибыли уже в 2018 г.
Большинство банков, опрошенных Европейской службой банковского надзора, ожидают, что их прибыль будет более волатильной. То же самое может случиться и с кредитованием, полагает британский журнал The Economist.
Другой важной вещью должно стать завершение разработки Basel III, третьей части Базельского соглашения, которое усиливает требования к банковскому капиталу и вводит новые нормативные требования по ликвидности. Ожидается, что на его имплементацию потребуется несколько лет.
На этой неделе Европейская комиссия должна озвучить предложения по укреплению экономического и монетарного союза. В рамках этих усилий в октябре Брюссель призвал национальные правительства, наконец-то, завершить формирование банковского союза.
Хотя еврозона имеет сейчас единого супервайзера в лице Европейского центрального банка и единый орган по работе с неплатежеспособными банками, у нее все еще отсутствует единая схема страхования вкладов, главным образом из-за того, что немецкие налогоплательщики не хотят отвечать за провалы кредиторов Южной Европы.
Комиссия надеется, что немцы согласятся, если предложить постепенное введение схемы и удастся найти решение проблемы "плохих" долгов, которые по-прежнему обременяют банки Италии и других стран.
Европейские регуляторы хотят более жесткого отношения к "плохим" кредитам в будущем: ЕЦБ требует, чтобы банки имели резервный фонд, равный всем необеспеченным кредитам через два года и обеспеченным - через семь лет.
Имея все эти вызовы (к ним также следует добавить Brexit), банкиры Европы с завистью смотрят на США. Американские банки и регуляторы намного раньше навели порядок у себя дома, к тому же после прихода к власти Дональда Трампа начало ослабевать регуляторное давление.
На прошлой неделе Джероми Пауэлл, кандидат на пост главы ФРС, заявил сенаторам, что регулирование было "достаточно жестким". Европейские банкиры пока не ждут похожего понимания и сочувствия от чиновников ЕС.