Госдума сегодня приняла в первом чтении законопроект о налоговых льготах для "Роснефти" и "Газпром нефти". Вносятся поправки в закон "О таможенном тарифе". Экономия для нефтяников может составить 1,5-2 млрд руб. в месяц.
Правительство РФ внесло в Госдуму в июле 2019 г. поправки в законы о праве компаний с 1 мая 2019 г. в рамках режима налога на дополнительный доход (НДД) не платить экспортную пошлину на нефть по восьми месторождениям.
"В результате невозможности применения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины в отношении нефти, добываемой на Тазовском, Куюмбинском, Игнялинском, Новопортовском, Лодочном, Северо-Комсомольском, Юрубчено-Тохомском, Тагульском нефтегазоконденсатных месторождениях, сумма уплаченной вывозной таможенной пошлины за период с 1 января по 30 апреля 2019 г. составила 6,32 млрд руб., или 1,6 млрд руб. в месяц", - сообщается в проекте закона.
Половина из этих месторождений разрабатываются "Газпром нефтью", остальное - "Роснефтью".
- Госдума ввела налог на допдоход для нефтяников
Законопроект вносит изменение в подпункт 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части распространения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины не только на организацию - пользователя недр, но также и на иных лиц, осуществляющих вывоз нефти сырой при наличии соответствующего письменного подтверждения организации, отвечающей условиям, установленным пунктом 1 статьи 33343 Налогового кодекса Российской Федерации, о выполнении в отношении участка недр, в результате деятельности по добыче углеводородного сырья на котором получены (произведены) соответствующие товары, планируемые к вывозу из Российской Федерации, установленных условий.
Комитет Госдумы по энергетике поддержал концепцию проекта федерального закона № 749021-7 "О внесении изменения в статью 35 закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" с учетом представленных предложений и рекомендовал Госдуме принять его в первом чтении.
С 1 января 2019 г. для нефтяной отрасли введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД). Введение НДД стало завершающим этапом формирования нового налогового режима, основанного на налогообложении реального финансового результата проектов и создающего экономически сбалансированные условия разработки запасов углеводородного сырья в новых регионах нефтедобычи.
Одним из существенных элементов НДД, обеспечивающих его эффективность, является введение освобождения от экспортных пошлин для нефти, добытой на месторождениях в новых регионах нефтедобычи на первоначальном этапе разработки, в ходе которого инвестор несет основную сумму капитальных затрат.
С учетом закрепленных на уровне закона условий НДД и льготы по экспортной пошлине и исходя из понимания, что право на льготу предоставляется в отношении товара - нефти, а не конкретного субъекта, ее экспортирующего и, соответственно, не зависит от бизнес-схемы экспорта нефти, крупнейшими нефтяными компаниями были приняты решения о переходе на НДД по новым проектам в Восточной Сибири.
Вместе с тем в марте 2019 г. Федеральной таможенной службой России на основании разъяснений Минфина России предложено иное толкование положений ст. 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", направленное на пресечение возможных, но не выявленных злоупотреблений, в соответствии с которым на момент экспорта нефть должна принадлежать только недропользователю; экспортеры, не являющиеся плательщиками НДД, не вправе применять льготу.
Новый правоприменительный подход по своей сути нивелирует экономические стимулы режима НДД в нефтяной отрасли, ставя уровень налоговой нагрузки в зависимость от схемы реализации нефти, а не от реального финансового результата проекта, определяемого совокупностью геологических, географических, макроэкономических факторов. Негативные последствия нового подхода по факту ложатся на крупнейшие нефтегазовые компании, являющиеся добросовестными налогоплательщиками и экспортерами, в деятельности которых факты злоупотребления правом на льготу не выявлены, но которые используют в своей деятельности наиболее прозрачные договорные схемы купли-продажи.
С учетом указанных выше позиций рассматриваемый законопроект уточняет условия применения освобождения от уплаты таможенной пошлины в режиме НДД.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он восстанавливает право на использование льготы иными лицами, экспортирующими нефть, добытую на месторождениях, переведенных на НДД.
Однако в случае распространения действия закона на правоотношения, сложившиеся после 1 мая 2019 г., право восстанавливается не полностью.
Законопроект не исключает материальные потери добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, вызванные изменением в подходах к толкованию закона. Законопроект предполагает изъятие в бюджет сумм экспортных пошлин с добытой в режиме НДД и задекларированной до мая 2019 г. Достаточных экономических и юридических оснований для подобных изъятий разработчиком не представлено. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что соответствующие суммы не планировались в качестве доходов бюджета.