InvestFuture

Итальянская комедия масок: Юнкер – сеньор Панталоне?

Прочитали: 1091

Доходность 10-летних итальянских казначейских облигаций опустилась до минимального с 1 октября уровня и находится сейчас на уровне 3.25%, что почти на полпроцента ниже пиков.

Интригу вокруг итальянского долга комментирует шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв:

«Рынки постепенно стали успокаиваться по поводу Италии еще на прошлой неделе. Однако в минувшую пятницу 24 ноября итальянские бумаги торговались пусть уже и не под 3.7% годовых, но по-прежнему высоко: близко к 3.45% годового купонного дохода. Ситуация с тех пор заметно выправилась – и, начиная с утра понедельника, рынок итальянских бумаг выглядит намного стабильнее.

Инвесторы решительно поспешили отыграть итоги встречи на полях брюссельского саммита между многоопытным главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером и довольно молодым для политика и, как кажется, относительно неискушённым итальянским премьером Джузеппе Конте, который впервые оказался на этом высоком посту лишь несколько месяцев назад.

Кабинет Конте и вице-премьера Сальвини (фактически равноправный коалиционный союз конкурирующих движений «Пять звезд» и «Лиги Севера» при поддержке партии Берлускони «Вперёд, Италия!») многие называют первым популистским правительством в Западной Европе, но ощущение, что многие матёрые политики как минимум слегка недооценивают способности 54-летнего итальянского лидера.

На фоне в целом дружного настроя 27 стран ЕС на саммите, где основной темой было, конечно, окончательное согласование договора с Британией о выходе – Юнкер пребывал скорее в благодушном настроении, а итальянец всячески демонстрировал, очевидно, не только открытость, но и даже некоторую гибкость в цифрах.

Вполне в духе заявления вице-премьера Сальвини, который в одном из интервью на днях ответил на вопрос, насколько окончательно и твердо правительство будут придерживаться пресловутой цели по дефициту бюджета 2.4% от ВВП, буквально следующее: «Думаю, никто на этой цифре не циклится (не фиксируется), и если есть бюджет, который позволит стране расти, то дефицит в нём может быть и 2.2%, или 2.6%. Проблема не в этих десятых долях процента, вопрос в серьезности, и мы должны быть предметны». После чего упомянул еще раз в качестве целей свои предвыборные обещания: снизить пенсионный возраст, смягчить налоги, направить средства на стимулы к развитию.

Конте сказал репортерам после встречи с Юнкером: «Чувствовалась хорошая атмосфера взаимного доверия. Уверены, что мы сможем завершить процесс [согласований по бюджету] к нашему взаимному удовлетворению». А на вопрос про 2.4% дефицита подал лишь реплику: «Мы все время обсуждали реформы, и что конкретно для них необходимо, чтобы мы могли сдержать наши обещания».

Примечательно, что на встречу с Юнкером итальянец Конте прибыл с толстенным досье, которое он озаглавил ни много ни мало: «Новый путь в лучшее будущее. Новая стратегия Италии ради социально-экономического роста». В досье изложены многие детали уже объявленных и приведенных в действие в Италии реформ, и что еще намечено сделать прямо в ближайшие недели, чтобы создать инвестиционный бум. «Вот о чем мы и говорили», – прокомментировал Конте. – «За эти пять месяцев мы затеяли в нашей стране поистине революционные реформы, и мы их продолжим».

Ощущение, что никуда Брюсселю теперь не деться, а главе Еврокомиссии Юнкеру остается лишь играть до конца отведенную ему итальянцами роль сеньора Панталоне: богатого и скаредного стареющего купца из итальянской комедии масок дель-арте, который постоянно склонен бегать за молодыми особами, да только все безрезультатно.

В итальянских северных пьесах персонаж Панталоне часто пытается жениться на юной невесте своего сына, или на какой-нибудь служанке своей дочери. Но очевидно, что ему не по зубам уже не только нынешняя подруга Джузеппе Конте, прекрасная дочь владельца римского отеля Plaza Оливия Паладино, но и с чисто профессиональными уловками самого итальянского премьера председателю Еврокомиссии, пожалуй, тоже никак не справиться.

Молодые итальянцы чувствуют силу своей позиции и явно переигрывают пока брюссельских чиновников. В вечном сюжете итальянской комедии, где счастью молодых влюбленных пытаются помешать старики, но благодаря помощи ловких слуг все преграды в конечном счете устраняются и дело устраивается, итальянский премьер Конте играет скорее роль Бригеллы: умного слуги. Маска Бригеллы – одна из любимейших народом в комедии дель-арте: Бригелла простого происхождения, изворотливый, иногда и несколько вороватый, но в целом положительный и симпатичный персонаж, развязный с женщинами и несколько нагловатый со стариками, многоречив и криклив, мастер акробатических трюков и игры на гитаре, почти всегда умеющий добиться своего.

Отчасти Конте и играет роль этакого Бригеллы, а порой кажется, что и оба они с Сальвини на пару сродни пылким влюблённым, только влюблены они в Италию. Местами идеалисты, но так или иначе политики, которые пытаются помочь и своему собственному счастью и, как они верят, счастью своего народа – сами. Путём долгих переговоров и ярких реплик желая оставить скаредного купца Панталоне из ЕС в дураках. Ну и что может противопоставить старик Панталоне, пускай и даже со своими евросоюзовскими деньгами и связями - против горячности, любви и итальянской убеждённости более молодых персонажей?

Вот ему и остаётся вспоминать итальянский, и на чистом итальянском признаваться: «Ti amo Italia» (Люблю тебя, Италия). Что Юнкер и сделал в минувший уикенд, сложно сказать уж, с радостью или скрепя сердце. Добавив, что Еврокомиссия не собирается «вести с Италией финансовые войны».

Всё сказанное не означает, что дефицит бюджета Италии сейчас вот так вот «с кондачка» и сразу утвердят. Видимость баталий еще будет – но очевидно, что гибкость итальянцы демонстрируют лишь в пределах поля уже обозначенных ими рамок: бюджет развития, и более затратный чем обычно, они сохранят и смогут отстоять, даже несмотря на угрозу пени или других неприятных мер финансового воздействия. И более вероятно, что под этим мощным напором Еврокомиссия пойдет на некий компромисс. Например, отложит во времени меры финансового воздействия и поставит их в зависимость от наполняемости итальянского бюджета через год по факту. То есть, итальянцы должны будут или доказать, что их бюджетные планы адекватны, и тогда к ним не будет претензий, или итальянское правительство должно будет после заплатить, в прямом ли или в переносном смысле этого слова, но уже впоследствии - если со своими амбициозными планами они не справятся.

Итальянцы полны решимости разрушить философию скаредной экономии буквально на всем, которая царит в последние годы в ЕС – и, возможно, действительно тормозит темпы роста. Так это или же нет, мы скоро узнаем. А пока что ощущение, что давление во всяком случае итальянской темы на евро – вот-вот останется в прошлом. Настороженность реальных инвесторов к вопросам итальянского долга и бюджета уже спадает. А если где-то истерия и нагнетается по-прежнему, то скорее в газетных статьях и, возможно, в некоторых аналитических релизах наиболее консервативно настроенных фондов.

В сочетании с решимостью Марио Драги (тоже, кстати, итальянца) и его коллег по ЕЦБ завершить в декабре сверхмягкую программу скупки облигаций, оба этих фактора вместе взятые вполне в ближайшие месяцы способны оказать кумулятивный эффект и вытолкнуть европейскую валюту с нынешних уровней вверх – движение может формироваться и готовиться не быстро, но в какой-то момент может оказаться подобно и по масштабам, и по скорости прошлогоднему летнему росту».

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 20, среднее: 4.6 из 5)
InvestFuture logo
Итальянская комедия

Поделитесь с друзьями: