Правительство РФ утвердило стратегию развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности: поставки авиатехники вырастут с $470 млн в 2016 г. до $7,7 млрд к 2025 г.
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии, которая предусматривает расширение действующих мер поддержки отрасли самолетостроения на новые типы воздушных судов: вырастет финансирование и будет создана лизинговая платформа.
В рамках лизинговой платформы в 2018-2025 гг. планируется поставить на экспорт 215 гражданских воздушных судов нового типа ("Сухой Суперджет 100" и МС-21) на общую сумму $7,650 млрд.
Для реализации такого механизма планируется создание специализированной лизинговой компании, на базе которой будут консолидированы средства государственной поддержки, заемные средства российских банков, а также кредитные ресурсы, привлекаемые зарубежными лизинговыми компаниями.
Эта комбинация финансовых ресурсов позволит обеспечить привлекательные условия для международных авиакомпаний за счет конкурентного на мировом рынке размера лизинговой ставки, что привлечет широкий круг покупателей, отмечается в стратегии.
Объем экспортных поставок гражданской продукции в 2016 г. составил около $470 млн и в основном представлен воздушными судами. Экспортировано 11 региональных самолетов "Сухой Суперджет 100" и 6 вертолетов (3 вертолета типа Ми-8, два Ка-32А11ВС и один Ми-26ТС). Экспорт комплектующих, поставляемых не в составе воздушных судов, крайне мал и не охвачен официальной статистикой.
По итогам 2016 г. общий объем продаж продукции отечественной авиационной промышленности составил 1,15 трлн руб., или около $17,2 млрд. При этом на долю гражданской продукции в стоимостном выражении приходится около 17% общего выпуска отрасли, или около $2,9 млрд.
Финансовая господдержка вырастет
Параметры действующей госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" сохраняются: объем потребности в бюджетных ассигнованиях с 2017 по 2019 гг. составляет 4,1 млрд руб., а с 2020 г. по 2025 г. - 8,8 млрд руб.
Дополнительно общий объем государственной поддержки (взносы в капитал специализированной лизинговой компании и субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях) для обеспечения поставки запланированного количества воздушных судов за 2018-2025 гг. должен составить 73,7 млрд руб., в том числе в 2018-2020 гг. 23,8 млрд руб.
При этом эффективность использования бюджетных средств по сравнению с действующими мерами поддержки существенно вырастет. Планируемая доля государственной поддержки в стоимости каждого воздушного судна снизится с 56% (по ранее заключенным сделкам с авиакомпанией "СитиДжет") до 25-30%.
Также будет расширена кооперация с международными компаниями при производстве продукции авиастроения, в том числе посредством локализации отдельных компонентов воздушных судов, организации центров передачи воздушных судов в регионах эксплуатации, а также расширения кооперации с предприятиями-провайдерами услуг послепродажного обслуживания коммерческой авиационной техники на крупных зарубежных рынках, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Такое расширение кооперации с местными предприятиями позволит увеличить присутствие на соответствующих рынках авиационной техники. Модель расширенной кооперации может быть реализована во взаимоотношениях с китайскими партнерами при создании российско- китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Кроме того, при наличии запроса со стороны организаций отрасли самолетостроения будут изыскиваться возможности для поддержки заключения экспортных сделок на правительственном уровне посредством двусторонних встреч и консультаций, межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с иностранными государствами, других схожих механизмов. Для привлечения партнеров предусматриваются формирование зон свободной торговли и заключение межправительственных соглашений.