На прошедшем в Москве форуме «Connected Future: Трансформация ТВ и Медиа» участники обсудили будущее развития медиа рынка. Контент мало произвести – его нужно еще и донести до аудитории и продать. В цифровом мире меняются как каналы дистрибуции контента, так и роли участников рынка. Так, мобильные операторы пытаются стать производителями контента.
Участники пленарного заседания, озаглавленного «Shaping Digital Media Future. Как приблизить цифровое медиа будущее? Драйверы и перспективы развития отрасли», обсудили проблемы развития удобных систем распространения, что необходимо для того, чтобы производился интересный потребителю контент, за который есть желание заплатить, как заставить работать экосистемы и развивать партнерства.
Мнение эксперта За прошедший год рынок просто взорвался новыми идеями и креативом, став еще более «цифровым» и турбулентным. Перемены зашкаливают, а интерактивные технологии меняют ландшафт потребления. Аудитория расслаивается и становится все более «монетизируемой». Скептики говорили, что десятки ТВ каналов разорятся, но новые контент проекты появляются как грибы после освежающего дождя. Экосистема развивается. «Телик жив и будет жить».
Егор Яковлев, основатель Tvigle, поделился видением будущего в перспективе 13-15 лет. На сегодняшний день глобальная цифровая дистрибуция монополизирована между несколькими компаниями. В этом Яковлев видит проблему - маленьким компаниям, у которых есть потециал к росту, трудно конкурировать уже на начальной стадии развития.
В то же время, крупные компании с большим количеством денег становятся неповоротливы, а основные задачи у них – это удержание позиции на рынке и захвате новых сегментов, а также поглощение мелких и средних стартапов, которые в результате M&A перестают существовать. Сейчас – поворотный момент с двумя исходами: либо гиганты будут определять правила игры, либо произойдет очередная смена формаций.
Есть 3 фактора, которые определяют будущее в медиакоммуникации. Первый - deep-learning и нейросети, которые вышли на потребительский рынок. Простые примеры уже успешно работают – Prism, Google-переводчик. Второй – "Большие данные", которые сейчас находятся в «облаках» и доступны для обработки и анализа компаниями. Третий фактор – необходимость в персонифицированной фильтрации, так как объем информации очень большой.
В течение суток человек занимается медиапотреблением до 12 часов в день. Это означает, что для дальнейшего роста рынка необходимы либо новые приборы и способы потребления информации, либо трансформацией структуры самой информации. Если текущие технологии формирования информационных потоков не удовлетворяют задаче по увеличению роста объема рынка, они будут изменены. Среди ключевых сегментов медиарынка – новые медиакоммуникационные платформы, «цифровой аватар»(цифровое представительство человека в виртуальном мире), «АвторБот» (софт, создающий социально - и культурно – значимые проекты), виртуальная и дополненная реальность, персонификация медиа-потребления.
На горизонте в 7-12 лет произойдут кардинальные изменения медиарынка , начавшиеся с сегмента печатных СМИ с появлением интернета. Все текущие бизнес-модели монетизации перестанут быть актуальными. Основой социальной самоидентификации станут шаблоны медиапотребления. Заместитель Генерального Директора ВГТРК Дмитрий Медников считает, что производителям контента необходимости замыкаться на своем, локальном, рынке нет. Гораздо более правильно стремиться выпускать такой продукт, который и на международном уровне был бы конкурентным.
«Говоря о том, как будет развиваться индустрия, мы часто сводим разговор к дистрибуции контента. У нас эволюционно складываются определенные цепочки – кто-то производит контент, кто-то распространяет и продает и т.д. Для нас более важный вопрос – какую стратегию преследуют технологические компании. Производимый нами контент обеспечивает высокую степень лояльности аудитории к операторам, которые этот контент доставляют до абонентов. Для нас важно, чтобы оператор наращивал спектр услуг, в свою очередь, расширяя предложение для абонентов, одновременно добавляя лояльности также и контенту», сказал Дмитрий Медников.
Много было уделено внимания вопросу согласованности действий между участниками рынка. Разговор зашел о создании таких условий, где все сумели бы договариваться между собой. Так, производители видео-продукции часто не получают достаточно внятного отчета от дистрибьютора о том, как распространяется и продается произведенный контент. При этом, как отмечает генеральный продюсер Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский, производство контента – крайне рисковый бизнес. Чаще всего производитель контента идет на сделку с получением минимальной гарантии, что не позволяет расширять производство, привлекать качественных специалистов, создавать более широкий спектр проектов. «Отсюда пролемы и нарекания к качеству. Некоторые вещи для нас остаются загадкой», - констатирует Рудовский.
На рынке отсутствует единообразно понимаемая «валюта» для оценки эффективности. В случае с распространением цифрового контента отсутствует посредник, который мог бы собирать стандартизированные данные, понятные всем, взятые за «общий знаменатель», позволяющий вещателям, операторам, рекламным агентствам разговаривать друг с другом на одном языке. Участники дискуссии говорят о том, что в интернете есть концепция Big Data, и никто не мешает ввести понятный стандарт для распространения цифрового контента. Но пока разные компании тянут одеяло на себя ничего не выйдет. Нужна система обмена информацией, нужны рыночные механизмы, которые направляли бы деньги в развитие качественного контента.
Мнение эксперта Дмитрий Медников Заместитель Генерального Директора ВГТРК Обсуждения важности контента приводит к тому, что мы делигитимизируем целые пласты контента, загоняя колоссальную аудиторию в пиратские сервисы. Мы должны пристальнее изучать потребителей и создавать для них больше возможностей получить легальные услуги. Сейчас условия сложные. Никогда раньше не было 12-часового прайм-тайма в разных средах, на разных экранах. Но, тем не менее, рынок медийного контента - одна из немногих индустрий, которая в кризис выросла на несколько процентов. Когда рынок в целом падает, а отдельная индустрия растет, это означает, что в некоторой степени мы, так или иначе, научились и как-то измерять контент, и доставлять его в хорошем качестве до абонента.
Президент ГК АКАДО Сергей Назаров говорит о том, что у операторов есть возможности для анализа данных, которые могут повысить качество сервиса для абонентов, так и служить некой метрикой для правильного распределения денег между правообладателями.
«Смотрение переходит из линейного в нелинейное. Оператор ставит на своих сетях специальные интерактивные платформы. Они позволяют организовать наиболее удобный способ потребления видео-контента для абонента – в удобном месте, в любое время, на любом устройстве. Необходимо решить вопрос, чтобы абоненту всегда был доступен тот контент, который ему интересен. И абонент не должен об этом задуматься. И когда клиент закончил смотреть любимый сериал, ему бы предложили бы что-то релевантное. Для этого существуют системы аналитики. Поэтому в этом новом мире меняется не только цепочка взаимодействия между производителей контента, дистрибутором и потребителем. Меняется взаимоотношение. Мы от наших партнеров ждем не просто контент, который мы распространим по своим сетям, мы ожидаем получить максимально полные мета-данные. Мы сейчас ведем статистику, собираем все данные, которые разрешено собирать. И наша задача – совершенствовать эту систему, чтобы людям было проще и удобней купить продукт у оператора, чем искать по сотням пиратских сайтов», - говорит Назаров.
Мнение эксперта Дмитрий Медников Заместитель Генерального Директора ВГТРК Сегодня говорилось, что контента много. Это действительно так. Есть одна проблема – хорошего контента мало. Если рассматривать любое аудио-визуальное произведение как единицу контента, то шума и мусора бесконечное количество, но действительно ценного контента мало. Сделать популярный фильм, сериал, приложение – действительно тяжело. И для этого нужно объединение наших общих усилий в области big data, экспертизы, изучении детской аудитории и т.д. А сейчас мы не всегда даже можем получить друг от друга данных.
Получить валидную информацию и договориться совместно ее взвесить с кем-нибудь из «большой тройки» сотовых операторов практически невозможно. В результате, поток информации отсечен, мы не знаем ни соцдем, ни трафик, ничего. Но от нас все равно ждут, что мы создадим контент, который будет интересен для той или иной платформы. Если мы научимся взаимоинтерпретировать эти данные, понимать в перспективе интересы аудитории, тренды и изменения, начнем менее ревниво к этим данным относится, передавая их по цепочке производств – всё это в значительной степени гарантирует не только национальную успешность, но и развитие навыков, необходимых для создания любого типа иных сервисов, и эти навыки можно еще и экспортировать.