На прошлой неделе Международной энергетическое агентство (МЭА), одно из крупнейших международных учреждений в сфере энергетики, призвало мировые правительства в своем докладе Net Zero by 2050 к отказу от инвестиций в новые нефтяные, газовые и угольные месторождения для достижения нулевых выбросов к 2050 г.
Этот амбициозный призыв насторожил инвестиционное сообщество, поскольку роль ископаемого топлива в мировой экономике огромна, и радикализация курса на зеленую экономику может привести к серьезным экономическим изменениям в глобальном масштабе.
Reurters во вторник опубликовал сводку, как правительства разных стран отреагировали на рекомендацию МЭА.
Австралия
Очень символично выглядело поведение Австралии. В тот же день, когда МЭА призвало отказаться от инвестиций в ископаемое топливо, страна объявила о строительстве новой электростанции на природном газе стоимостью $460 млн. Скорее всего, это было лишь ироничное совпадение, но оно как нельзя лучше подчеркивает позицию Австралии в этом вопросе. Выступая одним из крупнейших экспортеров угля и СПГ, страна экономически не заинтересована в быстром переходе на зеленые рельсы. Действующее федеральное правительство не скрывает своей поддержки ископаемому топливу и вряд ли намерено искренне следовать рекомендациям МЭА.
ОПЕК
Было бы странно ожидать от крупнейшего в мире нефтяного картеля одобрения в вопросе отказа от нефти. ОПЕК оперативно раскритиковал инициативу МЭА, заявив, что предложенные меры могут привести к волатильности цен на нефть.
«Утверждение о том, что после 2021 г. не требуется никаких новых инвестиций в нефть и газ, резко контрастирует с выводами, часто высказываемыми в других докладах МЭА, и может стать источником потенциальной нестабильности на нефтяных рынках, если за ним последуют некоторые инвесторы», — цитирует Reuters комментарии ОПЕК.
Несмотря на явный конфликт интересов, заявления ОПЕК не лишены смысла. Нефтегазовая отрасль очень капиталоемкая, и вложения приносят отдачу лишь спустя несколько лет. Недоинвестирование сегодня способно спровоцировать сильный дефицит в будущем. В условиях, когда во многих отраслях экономики адекватной замены нефти и газу до сих пор нет, такой сценарий чреват серьезными последствиями.
G7
На коллективном уровне страны «Большой семерки» объявили о намерении прекратить международное финансирование угольных проектов, которые производят углеродные выбросы, к концу этого года. В дальнейшем они планируют постепенно отказаться от поддержки и других видов ископаемого топлива, но конкретные даты обозначены не были.
В G7 входят США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада и Япония. Также к соглашению присоединился Евросоюз. Для развитых стран энергопереход наиболее актуален, поскольку их экономический рост в меньшей степени зависит от энергоресурсов, а уровень социального развития обеспечивает поддержку экологической повестки населением, избавленным от проблем на более низких уровнях пирамиды потребностей.
Великобритания
Страна поддерживает отказ от финансирования угля, но по другим углеводородам пока не готова к столь радикальным мерам. Министр Великобритании Алок Шарма заявил: «Мы действуем за рубежом так же, как и дома, соглашаясь постепенно отказаться от международного финансирования ископаемого топлива, начиная с угля». Как и в других развитых странах, чиновники резко критикуют уголь и избегают прямых комментариев по нефти и газу.
Норвегия
Премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг назвала дорожную карту МЭА просто одним из «многих докладов», заявив, что это не изменит нефтяную политику страны. По информации информресурса Upstreamonline.com, опросы показывают, что от 60% до 70% норвежских избирателей поддерживают будущую добычу нефти и газа.
На текущий момент Норвегия предлагает налоговые льготы в качестве стимула для новых более дорогостоящих нефтяных проектов и готовит новые лицензии на шельфовую разведку. Добыча углеводородов в стране составляет около 2 млн баррелей нефтяного эквивалента.
США
Советник Белого дома по климату Джина Маккарти заявила, что совет МЭА заслуживает пристального внимания, но такие меры должны быть постепенными. «Я не предполагаю, что эта трансформация будет быстрой», — сказала она. Посланник США по климату Джон Керри тоже высоко оценил доклад МЭА, но также не обозначил каких-либо новых обязательств.
Канада
Канада, в которой добывается около 4 млн баррелей нефтяного эквивалента в день, заявила о намерении отказаться от субсидий на ископаемое топливо к 2025 г. Страна категорична в отношении угольной генерации, однако по части нефти и газа риторика и действия имеют куда более сдержанный характер. Одним из важных вопросов при энергетическом переходе страна считает решение проблемы рабочих мест.
Европейский союз
Глава Евросоюза по политике в области изменения климата Франс Тиммерманс заявил, что блок стремится усерднее работать над ограничением выбросов путем изменения своего налогового режима.
«Нам нужно избавиться от нефти, газа и угля. Нам нужна справедливая система налогообложения, которая стимулирует это. Это более-менее то направление, в котором мы намерены двигаться», — заявил он.
Таким образом, для Евросоюза зеленая повестка МЭА может выступить оправданием для налоговых изменений и возможной протекционистской политики в отношении импорта углеводородов, в том числе из России.
Япония
Третий по величине источник выбросов углерода в Азии после Китая и Индии заявляет, что рекомендации МЭА не вполне коррелируют с действующей политикой страны.
Акихиса Мацуда, заместитель директора по международным делам Министерства экономики, торговли и промышленности Японии (METI) заявил, что правительство не планирует немедленно прекращать инвестиции в нефть, газ и уголь.
«В докладе (МЭА) содержится предложение о том, как мир может сократить выбросы парниковых газов до чистого нуля к 2050 г., но это не обязательно соответствует политике японского правительства», — цитирует вежливый отказ министра Reuters.
БКС Мир инвестиций