США объявили о выходе из соглашения с Ираном и намерены ввести новые санкции. Данная ситуация может привести к кардинальным изменениям на рынке нефти, в частности распаду сделки ОПЕК+, считает Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп».
Еще в начале апреля, когда фьючерсы на нефть находились в районе 67 долл. за барр., неизвестные люди, приближенные к руководству Саудовской Аравии заявляли, что теперь для Саудовской Аравии благоприятная цена на нефть находится около 80 долл. за барр. Именно эти спекуляции позволили котировкам нефтяных фьючерсов выйти выше 70 долл., несмотря на неблагоприятные цифры из США, где сланцевые компании продолжали наращивать добычу нефти.
В конце апреля рынок закрепился выше 70 долл. и начались активные инсинуации и спекуляции по поводу возможного выхода США из иранской ядерной сделки. В итоге, 8 мая Д. Трамп, несмотря на сопротивление союзников из Европы, решил выйти из соглашений с Ираном и ввести новые-старые санкции против этой страны. Надо сказать, что новые санкции предусматривают практически полную финансовую и торговую блокаду Ирана. Уже через девять месяцев, как предписывают американские санкции, все нынешние иранские партнеры должны прекратить с ними все торговые отношения.
Понятно, в первую очередь речь идет о нефтяных сделках. До июля 2015 года, время подписания иранской ядерной сделки, Иран добывал около 2 млн. барр. нефти в день. После сделки добыча резко стала расти и по некоторым оценкам сейчас составляет около 4 млн. барр. Следовательно, можно предположить, что новые санкции США снова вернут иранскую добычу к уровням ниже 3 млн. барр. в день. Таким образом, на мировом рынке, который, по мнению многих экспертов сейчас сбалансирован, может возникнуть дефицит нефти в 1 млн. барр.
Саудовская Аравия уже заявила, что в состоянии закрыть возможный дефицит нефти. Но тут возникает резонный вопрос - а что, в этом случае будет со сделкой ОПЕК+, как поведет себя Россия и другие участники сделки?
Пока основные участники сделки ОПЕК+ заявили о сохранении статус-кво. Было еще заявление Российской Федерации о том, что она не выйдет из иранской ядерной сделки, а это может означать, что санкции США будут не очень эффективными.
В возникшей ситуации Иран точно не станет придерживаться соглашений ОПЕК плюс. Они будут продавать столько нефти, сколько смогут. С другой стороны, Саудовская Аравия может быстро нарастить добычу на 1 млн. барр., как раз мотивируя это тем, что с мирового рынка ушел 1 млн. иранской нефти, и Иран сейчас считает себя не связанным соглашениями ОПЕК+.
В такой ситуации Саудитам выгодна любая военно-политическая напряженность вокруг Ирана, которая создает дополнительную риск -премию на нефтяном рынке. Премию можно оценить в 7-10 долл., рост премии за риск компенсирует рост добычи нефти. Можно сформулировать таким образом - выход США из соглашений по Ирану и введение новых санкций может привести к фактическому развалу сделки ОПЕК+.
Да, формально страны участники ОПЕК+ будут заявлять, что придерживаются соглашения, но реально будут наращивать добычу, тем более, что за последний год американская добыча нефти выросла уже больше чем на 1 млн. барр., США со своими 10.7 млн. барр. в день уже опередили по этому показателю Саудовскую Аравию. Можно ожидать, что уже в ближайшие два-три месяца на мировом рынке нефти наступит новая реальность, которую будет связана с неожиданными скачками, ростом волатильности, хаотичными движениями, происходящими из-за малопредсказуемых военно-политических обострений на Ближнем Востоке. А если все это совпадет со спадом в мировой экономике, то вполне возможно, что вторая половина текущего года пройдет под знаком медвежьего тренда на рынке нефти.