Российские госкомпании, на долю которых приходится почти 70% экономики, работают неэффективно. К такому выводу пришли в министерстве финансов в своем докладе "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.".
То, о чем давно говорят многие эксперты, теперь признали и в самом правительстве. Отсутствие эффективного управления в госкомпаниях напрямую сказывается и на всей остальной экономике. Кроме того, госкомпании являются основными потребителями дефицитных трудовых и финансовых ресурсов, которые, опять же, используются неэффективно.
Из доклада Минфина"Отсутствие контроля над ростом издержек и неэффективность реализуемых инвестиционных проектов привели к необходимости опережающего роста тарифов естественных монополий относительно общего индекса цен производителей (без учета нефтегазового сектора), что способствовало перераспределению прибыли корпоративного сектора в пользу таких компаний".
Ранее власти уже поднимали вопрос резкого роста доли государственных предприятий. Так, например, Федеральная антимонопольная служба отмечала, что за последние три года число государственных и муниципальных унитарных предприятий выросло в три раза. Схожая картина и с региональными и муниципальными унитарными предприятиями.
Стоит отметить, что тарифы естественных монополий, о которых говорит Минфин, являются настоящей бедой российской экономики. Эта тема отдельно затрагивается в стратегиях развития экономики России, подготовленных по поручению президента.
В частности, в "Стратегии Роста", подготовленной под руководством Бориса Титова, этой теме уделено очень много внимания. "Вести. Экономика" взяли интервью у автора этого направления в "Стратегии Роста" - директора АНО "ЦМОК" Алексея Малоземова.
Он рассказал, что ситуация в различных регионах разная, однако проблема в целом одна и та же. Монополии привязывают тарифы к своим инвестиционным программам, однако делают это таким образом, чтобы все время получать гарантированную прибыль, именно поэтому тарифы и повышаются из года в год.
Более того, в инвестпрограмму может быть заложено все, что угодно. При этом, важно отметить, модернизация инфраструктуры, которая должна была состояться еще несколько лет назад, не проведена, и износ ее сейчас составляет порядка 50%.
Существует и множество других проблем, некоторые из них никого в России не удивляют. Например, когда по бумагам прокладываются одни трубы - дорогие и качественные, а на самом деле - дешевые и некачественные или вообще списанные. Этот момент никто не контролирует.
Алексей Малоземов и его коллеги проводят активную работу в регионах совместно с ФАС и уже разработали программу по достижению главных целей - повышения эффективности естественных монополий и снижения тарифов. По оценкам АНО "ЦМОК", тарифы могут снизиться на треть, и это существенно снизит уровень инфляции в стране.
Авторы уже произвели нормирование всех работ и создали некую матрицу – по сути, базу затрат. На основе этой электронной базы необходимо создать единую информационную систему, которая будет производить расчет тарифов: он должен быть единым и определяться на федеральном уровне. Тут же появляется показатель эффективности, производительности труда, показатели оценки стоимости условных единиц на выработанную продукцию и т. д.
Как итог, если компания работает эффективно, у нее будет и прибыль, и средства на выплату дивидендов.
Алексей Малоземов"При правильной работе показатели инфляции снизятся очень серьезно – на 30% и более. Кроме того, в долгосрочном периоде тарифы могут меняться от года в год даже в минусовую сторону. Все это реализовано нами в рамках ”Стратегии Роста”. Кстати, у ЦСР во главе с господином Кудриным про тарифы не сказано почти ничего".
Дивиденды
Министерство финансов также является явным сторонником повышения эффективности государственных компаний и уже не первый год пытается добиться от них выплаты дивидендов на уровне 50% от прибыли по МСФО. Частично это удалось, если не считать "Газпром" и "Роснефть", которые, по разным причинам, пока платят меньше.
В проекте министерства об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и период 2019 и 2020 гг. предлагается, например, повысить дивиденды Сбербанка вдвое - также до 50%.
По итогам 2016 г. крупнейший российский банк выплатил дивиденды в размере 25% от чистой прибыли по МСФО. Как отмечают в Минфине, увеличение выплат будет способствовать повышению качества распределения дефицитных ресурсов в экономике и расширению ее потенциала.
"Предлагается, что с 2018 г. минимальный норматив дивидендных выплат в размере 50% от чистой прибыли по МСФО будет распространяться на все публичные компании с государственным участием, включая Сбербанк".
По итогам 2016 г. крупнейший российский банк выплатил 135,5 млрд руб. дивидендов, из которых 67,75 млрд руб. получил Центробанк. Сбербанк заплатил за 2016 г. втрое больше дивидендов, чем в 2015 г., на фоне рекордной чистой прибыли. Как сообщали "Вести. Экономика", в конце мая акционеры Сбербанка на годовом собрании утвердили выплату дивидендов в размере 25% от чистой прибыли группы по МСФО по итогам 2016 г. Годом ранее этот показатель составлял 20%.