Москва, 6 марта - "Вести.Экономика". Министерство финансов продолжает отрабатывать механизм обновленного бюджетного правила в условиях слабого платежного баланса. На основании опубликованной оценки мартовских и фактических февральских объемов покупки валюты можно сделать вывод, что операции правительства пока не стали стабилизатором рынка. Для достижения желаемой цели необходима смена тактики и способов коммуникации с рынком, считает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН".
Минфин покупает валюту в объемах, соответствующих разнице между плановым и ожидаемым поступлением нефтегазовых доходов (налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на нефть, газ и продукты их переработки). В начале февраля участники рынка были удивлены намерению правительства купить валюту более чем на 110 млрд рублей – эта цифра значительно превышала экспертные оценки. В марте ситуация прояснилась. Оказалось, что Минфин использует не прогнозные, а исторические значения по объемам добычи, экспорта и курса рубля. Такой подход, как показала практика, приводит к серьезным погрешностям. Ставка пошлины на месяц вперед утверждается самим Минфином, план-график поставок нефти, нефтепродуктов и газа есть в Министерстве энергетики (для целей оценки экспорта их можно использовать наряду с данными Федеральной таможенной службы). Неизвестными остаются две величины, на основании которых рассчитывается ставка налога на добычу полезных ископаемых – курс рубля и стоимость нефти. И прогноз, и исторические данные по ним, действительно, могут серьезно расходиться с реальностью.
Между тем, инвесторы ценят предсказуемость правительства и регуляторов и старательно избегают неопределенности. К счастью, объем операций Минфина слишком мал в сравнении с оборотом валютного рынка, чтобы оказать существенное влияние на курс. Поэтому цена неточности сейчас не столь значительна, однако в перспективе она может возрасти, если эксперты не научаться с высокой точностью моделировать операции правительства на будущее.
Может ли Минфин сократить расхождение в оценке требуемого объема валюты и фактического результата операций и сделать "интервенции" более предсказуемыми для участников рынка? Возможной стратегией является фиксация некоторого объема избыточных нефтегазовых доходов, который правительство будет гарантированно конвертировать в валюту. Объем покупок сверх этой величины можно определять исходя из фактических итогов. Реализовывать его можно либо в следующем месяце, либо в следующем бюджетном году. Таким образом, участники рынка будут иметь информацию о минимальном постоянном объеме присутствия правительства на торгах. А ошибку в оценке операций сверх этой величины можно минимизировать статистическими методами.