Несмотря на то что аудитория интернета уже практически не увеличивается, рост количества пользователей онлайн-торговли продолжается, а драйвером зачастую являются онлайн-платежи, которые пользователи, как правило, осваивают раньше, чем совершают первую покупку. При этом для все большей части пользователей интернет становится не только инструментом для покупок и платежей, но и способом продажи своих услуг и товаров.
Компания PayPal представила результаты четвертого ежегодного исследования, проведенного совместно с агентством Data Insight. Впервые выполненное в 2014 г. исследование представляет актуальную картину российского рынка онлайн-коммерции и онлайн-платежей, включая портрет пользователя данных услуг.
Несмотря на то что общий рост интернет-аудитории замедляется, аудитория e-commerce продолжает расти. Например, 12% опрошенных интернет-пользователей ответили, что они только в последние 12 месяцев начали совершать покупки в онлайн-магазинах. Важным драйвером вовлечения в потребительские онлайн-активности являются онлайн-платежи. Так, 19% респондентов указали, что сначала начали пользоваться онлайн-платежами (для покупки билетов, пополнения счета телефона, оплаты ЖКХ и т. п.), а затем совершили и свою первую покупку в интернет-магазине (обратная последовательность – сначала первая онлайн-покупка, а потом первый платеж – был только у 5% опрошенных). При этом аудитория платежных и покупательских онлайн-сервисов продолжает прирастать в первую очередь за счет малых городов, поселков и сел – четверть новых пользователей онлайн-платежей живет в небольших населенных пунктах (менее 30 тыс. жителей), и у половины (51%) доход составляет менее 50 тыс. руб. в месяц на семью.
Среди действий, которые респонденты планируют начать совершать в ближайшие 12 месяцев (но пока не совершают), чаще всего называли поиск в онлайне информации о местах продажи нужного товара (17% всех опрошенных), покупку и продажу товаров через сервисы объявлений (по 16%) и заказ товаров в российских интернет-магазинах (тоже 16%).
Безналичные платежи освоили уже почти 100% интернет-пользователей: у 99% есть платежные карты, и для платежей в офлайне их используют 98%. Для сравнения, 5 лет назад (2012 г.) платежные карты были у 70% респондентов, расплачивались ими в офлайне 51%. Сейчас уже 60% использует для платежей не одну, а сразу несколько карт разных типов.
Доля наличных денег в бюджете интернет-пользователей медленно, но устойчиво сокращается. В среднем из 10 тыс. руб. на текущие расходы 6 360 руб. хранятся в безналичном виде. В 2015 г. эта доля составляла 6 180 руб., а в 2016 г. – 6 250 руб.
Кроме того, большая часть типовых платежей, совершаемых интернет-пользователями, уже проводится безналичными способами. Наличные в качестве способа оплаты последнего по времени платежа использовали при погашении кредита только 23% опрошенных, при оплате ЖКХ – 32%, при пополнении счета мобильного телефона – 29%, при покупке билета на поезд или самолет – 15%, при покупке товаров в интернет-магазине – 22%.
Россияне все чаще добавляют к покупкам с десктопов покупки с мобильных устройств. По данным опроса, сейчас почти каждый пятый (18%) заказ в интернет-магазине делается со смартфона. Для владельцев смартфонов моложе 25 лет именно этот гаджет является самым популярным устройством для онлайн-покупок. Аудитория мобильных покупок быстро растет: хотя бы раз за год со смартфона покупали 36% опрошенных.
Для все большей части российских пользователей сети это не только покупки и платежи, но и продажи своих услуг и товаров. За прошедший год 56% получали денежные переводы через интернет, в том числе 18% – за проданные товары или оказанные услуги. 35% интернет-пользователей имеют опыт продажи товаров через интернет (в т. ч. б/у, handmade и перепродажа).
В совокупности каждый второй опрошенный (50%) использует, использовал или пробовал использовать интернет для продажи товаров и услуг. Чаще всего к онлайн-продажам прибегают люди с доходом более 100 тыс. руб. на семью (в этой группе опыт продаж имеют 71%), люди моложе 35 лет (66%) и наиболее образованные – люди с двумя и более высшими образованиями или ученой степенью (62%). И хотя для большинства онлайн-продажи не основной бизнес, а дополнительный источник доходов или даже хобби, уже 18% продавцов ответили, что продажа товаров и услуг через интернет – это регулярный источник дохода.
В первую очередь в онлайне продают б/у товары (такой опыт имеют 80% респондентов, продававших какие-либо товары), также многие продают новые вещи, которые им не подошли (24%), и товары собственного изготовления (11%). Самые популярные услуги, которые предлагают в онлайне частные лица, - это переводы и написание текстов (26%), услуги по строительству, архитектуре и дизайну помещений (19%), репетиторство (19%), реклама и продвижение сайтов (15%), услуги фотографии (12%), создание сайтов и мобильных приложений (11%) и консалтинг (11%). "Новое исследование и в целом весь проект, который мы реализуем на протяжении уже 4 лет, показывают, что аудитория онлайн-платежей и онлайн-покупок продолжает быстро увеличиваться, – отмечает Борис Овчинников, партнер компании Data Insight. – Этот рост идет не за счет притока новых пользователей интернета, а за счет того, что люди, подключившиеся к сети 5-7 лет назад, накопили достаточно опыта и смелости, чтобы попробовать и освоить новые для себя интернет-практики, например онлайн-платежи. Именно этот фактор накопления сетевого опыта является гарантией того, что рост аудитории онлайн-коммерции будет активно продолжаться в ближайшие несколько лет".
"Исследование показывает, что индивидуальное предпринимательство в сети, рост которого в России по-прежнему у многих вызывает сомнения, продолжает развиваться, - комментирует Владимир Малюгин, глава PayPal в России. – Да, для кого-то продажа в интернете – разовая задача, будь то не подошедшая одежда, ставшая ненужной электроника или автомобиль. Но для все большего количества людей интернет становится площадкой для регулярного заработка. Этот тренд наша компания должна поддерживать, и за его укреплением мы будем продолжать внимательно наблюдать".